Садко. Музыкальные инструменты. Звучащие картины - МУЗЫКА ВОКРУГ НАС - 1 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Садко. Музыкальные инструменты. Звучащие картины - МУЗЫКА ВОКРУГ НАС - 1 класс

Задачи уроков: знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой на основе её сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур; продолжение знакомства с русскими народными инструментами, отечественным фольклором; воспитание чувства стиля, осмысление выразительных и изобразительных возможностей музыкальных инструментов.

На развороте “Садко” даётся отрывок из русского народного былинного сказа “Садко”. Его рекомендуется прочитать дома вместе с родителями. На уроке важно предложить детям послушать музыку, созвучную этому сказу (плясовую песню Садко “Заиграйте, мои гусельки”1 и “Колыбельную Волховы” из оперы “Садко” Н. Римского-Корсакова), и определить место этих фрагментов в тексте. Восприятие песни-пляски и песни-колыбельной продолжает линию знакомства первоклассников с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием и со звучанием народного инструмента — гуслей.

Работая с разворотом учебника “Музыкальные инструменты”, учащиеся сопоставляют звучание народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель — флейта, гусли — арфа — фортепиано.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Рыбак” в художественной форме рассказывает детям о возникновении духовых инструментов. Важно, чтобы учащиеся смогли на слух отличить наигрыши на народных инструментах от музыки, написанной для флейты, арфы, услышать богатство и разнообразие фортепианного звучания (на фортепиано, оказывается, можно имитировать игру и на гуслях, и на арфе, и на скрипке, и на других инструментах).

Муза, изображённая на развороте, играет на флейте. • Какую музыку она исполняет? Это могут быть два контрастных фрагмента музыки западноевропейских композиторов XVIII в. — “Шутка” из Сюиты №2 си минор И.-С. Баха и “Мелодия” из оперы “Орфей и Эвридика” К. Глюка (или “Шутка” И.-С. Баха в сопоставлении с “Мелодией” П. Чайковского)2 и тема Птички из симфонической сказки С. Прокофьева “Петя и волк”3. К этим сочинениям учащиеся ещё не раз вернутся на уроках музыки в следующих классах начальной школы.

Как звучит флейта в “Шутке” И.-С. Баха, дети смогут определить сами (радостно, оживлённо, в быстром темпе). В “Мелодии” К. Глюка флейта “поёт” удивительную по красоте, возвышенную, полную скорби мелодию. “Мелодия” П. Чайковского столь же красива, поэтична, одухотворённа. Следует подчеркнуть танцевальность, игривость “Шутки” и песенность, певучесть “Мелодии”. В теме Птички дети без труда услышат изобразительные интонации, передающие радостный щебет порхающей птички.

Звучание гуслей сопоставляется со звучанием арфы, одного из древнейших струнных инструментов. Звучание арфы дети смогут услышать в 1-й части (“Орнамент”) концертной симфонии для арфы с оркестром “Фрески Софии Киевской” В. Кикты, где звуки арфы свободно и неторопливо “поют” былинный напев. В фортепианной пьесе В. Кикты “Гусляр Садко” разложенные аккорды фортепиано подражают неспешному звучанию гуслей. Вывод, к которому нужно подвести ребят, таков: выразительные и изобразительные возможности музыкальных инструментов очень широки. Их голоса (тембры) могут передавать и глубокую скорбь, печаль, и беззаботное веселье, юмор, изображать различные звуки природы.

Вопрос, предлагаемый учащимся на развороте “Звучащие картины”: “На каких картинах “звучит” народная музыка, а на каких — профессиональная, сочинённая композиторами?”, направлен на воспитание у учащихся чувства стиля. Ответ на него должен быть подготовлен работой с предыдущими страницами учебника, той музыкой, с которой школьники знакомились на уроках, или незнакомыми сочинениями по выбору учителя. Названия музыкальных инструментов, которые ребята могли бы подписать рядом с картинами русских и западноевропейских художников, дети могут выбрать из музыкального словарика, помещённого в конце учебника.


1 См.: Музыка. Хрестоматия музыкального материала: 3 кл. / Сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

2 См.: Музыка. Хрестоматия музыкального материала: 3 кл. / Сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

3 См.: Музыка. Хрестоматия музыкального материала: 2 кл. / Сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.






Для любых предложений по сайту: [email protected]