Музыкальные инструменты. Звучащие картины - В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 3 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Музыкальные инструменты. Звучащие картины - В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 3 класс

Задачи урока: продолжение знакомства с историей создания и выразительными возможностями музыкальных инструментов (флейты, скрипки); их классификацией (духовые, струнные); формирование понимания их роли в создании образов; развитие образно-ассоциативного мышления на основе выявления образно-стилистических особенностей музыки и живописи.

Развороты “Музыкальные инструменты” и “Звучащие картины” переносят учащихся в мир музыки, написанной для флейты, скрипки, лютни. Картины “Мальчик-флейтист” Д. Лейстера и “Музыкантши” неизвестного автора XVI в. полны гармонии чувств, красок, музыки. Содружество и согласие духовых и струнных инструментов в ансамбле исполнителей очевидно. И в какую бы эпоху ни была написана музыка, она выражает те или иные чувства и мысли человека, а потому созвучна и нашей эпохе, нам с вами. Целесообразно ещё раз обратиться к картине “Концерт” К. Сомова и сопоставить её с “Музыкантшами”. • О музыке какого времени, какой эпохи, какого народа они нам рассказали? • В чём обнаруживается сходство, а в чем — различия?

Со звучанием флейты учащиеся знакомились на примерах темы Птички из симфонической сказки “Петя и Волк” С. Прокофьева (I, II классы) и “Мелодии” из оперы “Орфей и Эвридика” К. Глюка (I, III классы). Можно вспомнить стихотворение М. Лермонтова “Рыбак”, в котором рассказана в шутливой форме история создания этого инструмента.

Важно, чтобы в процессе вслушивания в тембр звучания флейты учащиеся начали осознавать, что голос этого инструмента способен передавать различные эмоциональные состояния, рисовать многообразие человеческих чувств и переживаний. Вспомним, что одним из методов накопления эмоционально-образных впечатлений детей и их слуховых представлений является метод тождества и контраста. • Тема Птички из сказки С. Прокофьева, “Шутка” из сюиты И.-С. Баха, “Мелодия” из оперы К. Глюка — что их роднит, что отличает? • Какие из этих музыкальных тем и пьес можно отнести к старинной музыке, а какие — к современной?

Возможно, ребята вспомнят, что ещё в I классе они встречались с лютневой музыкой, читали сказку “Чудесная лютня” о великой силе музыки, которая может поведать обо всём, что происходит в душе человека. Уместно напомнить им звучание лютневой музыки.

С голосом струнного смычкового инструмента — скрипки дети уже знакомы. Они безошибочно определяют голос скрипки среди других музыкальных инструментов.

Ещё до звучания того или иного произведения учащиеся могут предположить, какая сейчас прозвучит музыка, если вглядятся в репродукцию картины “Скрипка” К. Петрова- Водкина и скульптурную композицию “Паганини” С. Конёнкова. В них учащиеся увидят скрипку, но если в картине её изображение вызывает чувство теплоты, задушевности и вместе с тем одиночества, печали, то в скульптуре ясно ощущается необыкновенная энергия, мощь, вдохновение, сила, страсть.

• Как подействуют на детей эти произведения изобразительного искусства? • А какое впечатление возникнет у них от музыки, которая прозвучит на уроке? Сопоставление “Мелодии” П. Чайковского и “Каприса” И. Паганини даст учащимся возможность пережить самые разные эмоциональные состояния и в то же время представить разнообразные исполнительские возможности скрипки — от звучания лирической песенной, взволнованной “Мелодии” до виртуозного, с острыми ритмами и затейливыми изгибами темы “Каприса”.

Разучивание норвежской народной песни “Волшебный смычок”, напоминающей неприхотливый наигрыш, станет своего рода обобщением мысли о значении музыки в жизни человека, о необыкновенной силе искусства, которое так же необходимо человеку, как пища и кров.

Чтобы учащиеся лучше освоили особенности подвижной мелодической линии этой песни, полезно воспользоваться нотной записью в учебнике. По звучанию ребята могут определить лад песни. Полезный приём для развития слуха и усвоения нотной грамоты — запись мелодии без знаков. Учитель играет так, как написано на доске, а ученики пытаются найти ошибку и определить, как её надо исправить, — выше или ниже должен звучать этот звук (III ступень тональности). Разучивание песни и с названием нот, и со словами должно отвечать характерным особенностям этой танцевальной песни. Учителю следует обращать внимание на ясность артикуляции детей, лёгкое, быстрое произнесение ими слов и согласных звуков. Целесообразно начинать разучивание песни legato и постепенно переходить к пению non legato. Лёгкий акцент на каждой сильной доле, подчёркивающий трёхдольность, создаёт ощущение танцевального характера. Добиваясь интонационно-осмысленного исполнения, можно воспользоваться приёмом варьирования логических ударений. Это придаёт разные смысловые оттенки исполняемой фразе и приводит ребят к мысли, что наиболее естественным и выразительным является ударение на сильной доле третьего такта, что соответствует развитию мелодии, устремлённости к вершине всей фразы. Одновременно с этим достигается единство музыки и слова: “музыкант” — самое важное слово во всей фразе, ведь именно под звуки скрипки “веселится народ, танцует, играет, смеётся, поёт”.

Здесь возможно использовать фрагменты литературных произведений, в которых речь идёт о чудодейственной силе звучания скрипки, например стихи “Скрипка” У. Кумисбаева (перевод с казахского В. Савельева), “Скрипка” С. Баранова, сказку болгарского писателя О. Василева “Кузнечик-музыкант” (существует музыкально-литературная композиция “Кузнечик Чирп”, в которой звучит музыка К. Дебюсси), а также исполнить песню “Музыкант” Е. Зарицкой (слова В. Орлова) из хрестоматии для II класса, обратив внимание на то, где и как в аккомпанементе песни звучит тема из “Шутки” И.-С. Баха.

Для развития музыкально-слухового опыта детей чрезвычайно важно сопоставление разных интонационных пластов, начиная с различных эпохальных, национальных стилей и кончая различными стилевыми направлениями и индивидуальными стилями.






Для любых предложений по сайту: [email protected]