Музыкальное состязание - В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 3 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Музыкальное состязание - В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 3 класс

Задачи урока: освоение учащимися жанра инструментального концерта; осознание особенностей и приёмов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов.

Жанр инструментального концерта уже знаком учащимся — с Концертом № 1 для фортепиано с оркестром (1-я часть) П. Чайковского они встречались во II классе. Вспомнив величественный, торжественный, праздничный характер звучания главной темы 1-й части концерта, можно предложить ребятам подумать: • Почему музыка именно этого концерта стала своеобразным символом России, музыкальной визитной карточкой нашей Родины за рубежом? • Какие свойства музыки Чайковского подчёркивают её русский характер?

Размышляя с детьми над двумя значениями слова “концерт” (“состязание” и “согласие”), учитель может рассказать о том, что композиторы, русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов (скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса) и симфонического оркестра. Жанр концерта окончательно сложился к концу XVIII в., хотя первые упоминания о нём относятся к более раннему времени — к началу XVI в.

Картина К. Сомова “Концерт” перенесёт учащихся в то время, когда широкое распространение получили музыкальные вечера, домашнее музицирование. Средствами живописи художник показывает “галантную сцену” как фантастическое видение, на мгновение вспыхнувшее и сразу же исчезнувшее.

Концерты обычно имеют три части. Перед слушанием 3-й части Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского, в качестве главной темы которой композитор использовал мелодию украинской песни-заклички “Веснянка”, можно вспомнить и спеть с детьми те русские народные песни-заклички, с которыми они познакомились на уроках музыки во II классе (см. разворот “Встреча весны”), а затем разучить украинскую “Веснянку”. Пусть ученики найдут характерные интонации этой песни, повторяющиеся фразы, задумаются над ролью распевов и постараются в своём исполнении передать настроение этой песни. Интересным будет для ребят и сравнение ладовой окраски (мажор-минор) знакомых им веснянок. “Вторая жизнь” веснянки в концерте П. Чайковского связана с особенностями развития этой мелодии (вариации), изменениями темпа, тембра, регистров, лада и других средств выразительности.






Для любых предложений по сайту: [email protected]