Люблю я грусть твоих просторов - ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ... - 3 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Люблю я грусть твоих просторов - ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ... - 3 класс

Задачи урока: формирование эстетических потребностей, осознание роли природы в жизни человека; понимание жанрово-стилистических особенностей и музыкального языка на примере творчества Г. Свиридова, расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных терминов и понятий.

Разворот, посвящённый музыке Г. Свиридова, явится ярким контрастом к предыдущему развороту. Он развивает художественно-педагогическую идею разворота учебника для II класса “Печаль моя светла”. Здесь углубляется восприятие уже знакомых детям пьес “Весна. Осень”, “Тройка”, учащиеся знакомятся с хоровым произведением Г. Свиридова “Запевка” на стихи И. Северянина.

Творчество Г. Свиридова предстаёт перед учащимися как песнь в прямом и переносном значении слова. Такое определение можно объяснить, с одной стороны, интересом композитора к вокальным жанрам, огромным его вниманием к слову, глубокой связью слова и музыки, с другой — его неустанным воспеванием Родины и творческого начала в человеке.

Мелодия “Запевки” может быть разучена детьми с ориентацией на нотную запись. Задушевная и задумчивая, она выражает огромное чувство любви композитора к родному краю, которое захватывает и нас. У нас возникает как бы единое чувство.

Если “Запевка” — это самостоятельное хоровое произведение — хоровая миниатюра, то “Снег идёт...” — часть из “Маленькой кантаты” Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака — лирическая зарисовка зимней природы. Прежде чем послушать эту музыку в записи, пусть учащиеся попробуют спеть мелодическую импровизацию на стихи Б. Пастернака, затем сравнят звучание стихов Б. Пастернака и А. Плещеева и сочинят мелодии, в основе которых — ритмические формулы, выписанные в рабочей тетради (“Играем в композитора”, с. 22—23). • В каком характере будет звучать каждая из мелодий? • В какой из них окажется более развитая, развёрнутая мелодическая линия? • В чём будет состоять особенность мелодии на многократно повторяющиеся слова “снег идёт”?

Системой подобных заданий учитель ставит перед учащимися художественно-творческие проблемы, решение которых активно развивает их образное мышление. Важно, чтобы оно осуществлялось на языке музыки, а не словесным путём. После этого послушайте музыку Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака, сопоставьте её с мелодиями, сочинёнными детьми. Затем пусть учащиеся споют мелодию этой части “Маленькой кантаты” по нотам, которые даны в учебнике.

Стихи звучат приглушённо, почти шёпотом, в замедленном темпе спокойно падающего снега — и музыка Г. Свиридова звучит как бы вполголоса, словно с сурдиной, “в том же темпе, с ленью той...”. В мелодии поочерёдно бы скандируются всего два звука (фа-диез и ля). За каждым из этих звуков закреплён “свой” тембр (группу альтов сменяет группа сопрано), “свой” гармонический фон из двух аккордов (переменный лад). В заключение желательно ещё раз послушать 1-ю часть кантаты “Снег идёт...” в записи.

Равномерное, многократное повторение основной интонации на одном звуке у разных голосов придаёт прозрачность, таинственность звучанию. Слушая музыку, испытываешь на себе завораживающее, почти гипнотическое воздействие этой музыкальной картины — снег идёт. Обратите внимание детей на сопровождение хора, звучание арфы, челесты, флейты, которые передают ощущение, с одной стороны, некоторой фантастичности, с другой — колокольности, устремлённости ввысь.

• Но только ли это пейзаж? • Что ещё напоминает такая метрическая равномерность? Учащиеся, как правило, слышат ход маятника, отсчёт времени. Музыка воспроизводит не только падение или полёт снега — звуковая картина Г. Свиридова есть и изображение самого Времени, которому противопоставляется тема творчества. • Как вплетается творчество во Время? • Как идут годы — бесстрастным снегопадом или осмысленно, “как слова в поэме”? Так, пейзаж, знакомый и близкий всем нам с детства, претворён в музыке с помощью поэта Б. Пастернака как мысль о предназначении художника.

Может быть, за годом год

Следует, как снег идёт,

Или как слова в поэме?

Последние слова фразы исполняются солистом. Тем самым композитор выделяет их особо, подчёркивая значимость в общем смысле произведения. Вопрос остаётся без ответа. Как магическое заклинание звучит неизменный рефрен “Снег идёт, снег идёт” — альты поют на самом низком звуке (октавой ниже), и вновь повторяется начальная строфа стихов.

Если данный разворот был сконцентрирован на музыке Г. Свиридова, то следующие посвящены музыке С. Прокофьева, сопоставлению произведений Э. Грига и П. Чайковского, В.-А. Моцарта и Л. Бетховена. Важно войти в мир названных композиторов, как бы вступить в диалог с каждым из них.






Для любых предложений по сайту: [email protected]