Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! - РОССИЯ — РОДИНА МОЯ - 4 класс
Задачи урока: формирование основ российской гражданской идентичности; воспитание патриотических чувств, любви к Родине; формирование умений наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров на основе сходства и различий интонаций, тем, образов; распознавание художественного смысла различных форм построения музыки; установление связей и отношений между музыкой и живописью, умение выражать их в речевых высказываниях; закрепление знаний особенностей жанров “кантата”, “кант”, “опера”, “народная песня”.
“Я пойду по полю белому...”. Со страниц двух последних разворотов первого раздела вновь звучит 4-я часть кантаты “Александр Невский”. Однако исполнение средней части хора интонационно связано с частью “Мёртвое поле” из кантаты.
Учащимся предлагается спеть мелодию хора “Вставайте, люди русские!” как интонацию мольбы, подражая народному плачу, причитанию. И на основе знакомой, спетой и не единожды прослушанной музыки кантаты познакомиться с новой, 6-й её частью — “Мёртвым полем”, которую исполняют солистка (меццо-сопрано) и оркестр.
Сюжет картины “После побоища Игоря Святославовича над половцами” заимствован В. Васнецовым из литературного памятника Древней Руси “Слово о полку Игореве”. На ней изображена не историческая баталия, а фольклорно-поэтический образ старины. В центре картины — юноша-княжич и русский воин-богатырь. Их образы поэтизированы художником. Они величественны и красивы, их лица не обезображены смертью. В картине слышится особая былинно-песенная напевность. Склонились цветы к лицу убитого княжича подобно тому, как описано это в “Слове о полку Игореве”: “никнет трава от жалости, и дерево с кручиною к земле приклонилося”. Картина В. Васнецова и рисунок художника-иллюстратора созвучны настроению, интонациям плача невесты из 6-й части кантаты. И в музыке, и в живописи — обобщённый поэтический образ народной скорби.
“На великий праздник собралася Русь!”. Это поэтическая строчка из 7-й, заключительной части кантаты “Александр Невский” — “Въезд Александра Невского во Псков”. В хоровом финале, прославляющем Русь-победительницу, соединяются знакомые учащимся темы: песня об Александре Невском и светлая мелодия из средней части хора “Вставайте, люди русские!”. В начале и конце финала повторяется (в увеличении) богатырская мелодия “Песни об Александре Невском”. Теперь к мужскому хору присоединяются и высокие женские голоса (сопрано), придающие звонкость и блеск звучанию. Слышен гулкий и торжественный звон колоколов. Победно, празднично, гимнически завершается кантата.
Более восьми веков живёт память народная о святом благоверном великом князе Александре Невском — национальном герое, народном заступнике. Образ Александра Невского вдохновлял русских бойцов и в годы Великой Отечественной войны. Когда Новгород был освобождён от фашистов, бойцами-художниками при въезде в него был установлен огромный щит с изображением копии картины П. Корина “Александр Невский” (см. учебник для II класса). Около копии картины поместили щит с известными словами: “Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет”. Такое же название имеет картина современного художника С. Присекина, с фрагментом которой ребята познакомились в учебнике для III класса (с. 17).
В заключение урока пусть четвероклассники постараются ответить на все предложенные вопросы, поразмышляют над названием разворота. • Подходит ли оно ко всем музыкальным произведениям, упоминаемым на этих страницах (и русские народные песни “Славны были наши деды”, “Солдатушки, бравы ребятушки”, и канты, и хор “Славься!” М. Глинки)?