Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий - О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ - 4 класс
Задачи уроков: расширение представления о духовной красоте человека на материале темы “Святые земли Русской”; формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга; знакомство с историей возникновения письменности на Руси и того культурного значения, которое она сыграла в образовании, духовно-нравственном воспитании русского народа; осознание содержания произведений искусства, посвящённых деяниям и памяти святых (сопоставление выразительных особенностей языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры); формирование понимания характера исполнения народных и духовных песнопений, знания особенностей мелодики, ритма в жанрах стихиры, величания.
“Святые земли Русской”. Учащиеся уже познакомились со многими русскими святыми, но это лишь небольшая часть людей, которые несли людям свет Истины, Добра, Правды. Все они по-разному делали одно и то же дело: утверждали наше Отечество как сильное, единое, православное государство. Русская православная церковь установила день памяти русских святых, и в честь этого праздника была написана “Икона Всех святых, в земле Русской просиявших”.
На иконе изображено очень большое количество людей. По канону группы святых расположены на иконе по кругу, по ходу солнца, последовательно отображая юг, запад, север и восток России, освещённой светом православной веры. В верхней части иконы, в центральном радужном медальоне, Святая Троица. По обе стороны от медальона наряду с образами Богородицы, святого Иоанна Крестителя и другими изображены просветители Кирилл и Мефодий, а также множество иных угодников, так или иначе исторически связанных с Русской церковью. Расположенная вверху икона “Троица” преподобного Андрея Рублёва, заключённая в круг, освящает собор (собрание, сбор) русских святых.
В нижней части иконы — святой Киев с угодниками-просветителями Русской земли. Сердцевиной русского исторического древа является “славный град Москва”, “корень царства”. Московские святые находятся под кровом Владимирской иконы Божией Матери, в молении у Престола Успенского собора Московского Кремля. Справа от Москвы — святая Троице-Сергиева лавра с преподобным Сергием Радонежским и его ближайшими учениками.
Помимо иконы, к празднику русских святых была написана стихира, которая поётся в самый торжественный момент для совместного с народом молитвенного обращения к прославляемым святым. Стихира — один из важнейших видов церковного песнопения. Она посвящалась святым, праздникам, событиям церковной и государственной жизни и писалась в стихотворной форме.
1. Земле Русская, граде святый!
Восклицание — обращение к Русской земле, в котором она сравнивается с одним из самых важных христианских символов — небесным градом Иерусалимом — городом, гражданами которого будут святые и праведные люди.
Украшай твой дом,
В нём же Божественный
Велий сонм святых прослави.
Этими словами как бы подчёркивается (служба составлялась в 20-е гг. XX в.), что Россия дала такое количество святых, какого не было ни в одной христианской стране. И Российская земля, украшенная духовно тайно, теперь, прославляя своих святых, украшается явно.
2. Церковь Русская, красуйся и ликуй!
Восклицание — обращение к Церкви, проповедью и трудами которой стало возможным появление русских святых.
Се бо чада твои Престолу Владычню
Во славе предстоят радующеся.
Святые подвижники, чьи труды и молитвы всю жизнь приближали их к Богу, по окончании своей земной жизни минуют испытания грядущего Страшного суда и, окружая невидимый Владычний Престол, молятся за Отечество. Поэтому Русская церковь имеет все основания красоваться и ликовать.
Три части стихиры — это три ступени. От внешнего — к внутреннему, от периферийного — к главному. • Что является центром града? Соборный храм. Во второй части стихиры прославляется Русская церковь как образ храма в городе, который, в свою очередь, становится прообразом Руси. • И наконец, что же является самым важным, самым главным достоянием храма? • Кто окружает престол храма Русской земли, престол, на который страшно поднять взор из-за яркого света и славы, его окружающих?
3. Соборе святых русских,
Полче Божественный.
В третьей части (в отличие от первых двух) не нужно сравнений, не нужно метафор и образов, ибо здесь реальность духовная совпадает с реальностью исторической: в образе русских святых реализовалась встреча неба и земли, встреча человека, прошедшего трудную земную жизнь, но не забывшего своего высокого духовного предназначения, с Истиной, с Богом. Это кульминация стихиры.
Молитеся ко Господу
О земном отечестве вашем
И о почитающих вас любовию.
После кульминации добавляется лишь смиренное прошение о том, чтобы русские святые, уже находящиеся в граде святом — небесном, не оставляли своих сродников, живущих в граде земно — Русской земле, и молились о том, чтобы вся Русская земля стала градом святым (чтобы земная реальность и образ, о котором говорится в первой части стихиры, совпали), а русская церковь, о которой говорится во второй части стихиры, стала центром этого святого града. Те же, кто обращается к русским святым, смиренно просят милости и их помощи в приобретении ими “небесного” гражданства. Как настоящий призыв ко всем нам звучат заключительные слова стихиры:
Русь Святая!
Храни веру православную,
В ней же тебе утверждение!
“Илья Муромец”. Велико воспитательное значение всех образов святых, в том числе и Ильи Муромца. Учащиеся узнают, что такого могучего, храброго, мужественного богатыря народ не выдумал — это реальный русский человек, защищавший Русь от татар, боровшийся с несправедливостью и закончивший жизнь смиренным монахом. Илья Муромец не только былинный герой, но и русский святой. В учебнике помещена икона “Преподобный Илья Муромский Чудотворец”.
Образ русского богатыря Ильи Муромца знаком каждому по былине — жанру русских песен-сказаний. В нём доминантой является текст. Музыкальная интонация подчиняется слову, его метру, ритму, рифме. В зависимости от этого складывается музыкальная интонация. Былинные напевы речитативного склада тесно связаны со структурой стиха и строфы. Полезно сравнить былину об Илье Муромце с былиной о Садко, попытаться найти общие черты, родственные музыкальные интонации и, конечно, вспомнить музыкальный инструмент, который сопровождал былинный сказ.
Желательно провести параллель между народным песнопением о Сергии Радонежском, величаниями и былинным сказом, постараться найти родственные интонации и различия между этими тремя произведениями, сделать вывод совместно с учащимися, что былинный сказ петь совсем непросто, так как это свободная речь человека, произносимая нараспев.
Можно предложить учащимся (совместно с учителем) выполнить задание повышенной трудности: написать текст величания Ильи Муромца. • Какие слова кратко, но ёмко характеризуют его жизнь?
Облик Ильи Муромца мы чаще всего представляем по картине В. Васнецова “Богатыри” (в учебнике даётся её фрагмент). Открытое лицо Ильи Муромца спокойно и мужественно. Он наделён всеми качествами, которые приписывает ему народный эпос. Об этом поётся и в былине, которую учащимся предстоит разучить. Сюжет картины определён художником в результате его собственного прочтения народных былин. Изображённые на богатырском выезде всадники, по словам художника, “примечают в поле — нет ли где ворога, не обижают ли где кого?”. Эти слова были авторским названием картины.
В музыке Симфонии №2 (“Богатырской”) А. Бородина, так же как и в картине В. Васнецова, ощущается мощный богатырский дух. Симфония начинается темой, полной могучей суровой силы, одновременно грозной и величественной. Эту тему исполняет весь оркестр. Известно, что А. Бородин дал слушателям ключ к пониманию своей симфонии. “Сам Бородин, — писал В. Стасов, — рассказывал мне не раз, что в адажио он желал нарисовать фигуру Баяна, в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира, при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы”. Финал Симфонии № 2 интонационно схож с “Богатырскими воротами” — финальной частью сюиты “Картинки с выставки” М. Мусоргского.
“Кирилл и Мефодий”. Этот разворот посвящён братьям Кириллу и Мефодию — просветителям славян, жившим в IX в. в самом сильном и богатом государстве того времени — Византии. Эта страна славилась учёными мужами не меньше, чем богатством или силой армии. Удивительно много было сделано братьями для Русской земли. Славянские народы чтят подвиг просветителей Кирилла и Мефодия. О них подробно рассказывает русская летопись “Повесть временных лет”. Церковь признала их святыми (в учебнике помещена икона “Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий”). В их честь звучит гимн. Им поставлены памятники в Москве, подмосковных Дмитрове и Коломне, Великом Новгороде, во Владивостоке, в Самаре, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске и других городах.
На развороте предлагается нотная запись со словами величания и гимна болгарского композитора Понайота Пипкова, написанного сто лет назад, который славит Кирилла и Мефодия как просветителей и учителей.
Смогли тот факел просвещенья
Теплом души своей зажечь.
Из века в век хвалебной песней
Могущественно льётся речь.
Желательно, чтобы учащиеся, разучив гимн Кириллу и Мефодию, сравнили его с музыкой величания.
С делами братьев Кирилла и Мефодия учитель может начать знакомить детей с I класса, когда им предлагается выучить несколько песен об азбуке, о буквах, школьной жизни. Разучивая песни, уместно вспомнить отрока Варфоломея (будущего Сергия Радонежского), который узнал силу молитвы, когда просил научиться читать.
В качестве итогового задания может стать подготовка коллективной презентации “Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий”. Задание выполняется в группах. Задача каждой группы — подготовить одну страницу презентации, раскрывающую одно из художественных произведений, посвящённых этим святым.
На странице должны быть следующие элементы: заголовок, обозначающий художественное произведение; его изображение, описание. Подготовленные страницы следует свести в единую презентацию, поэтому группы должны согласовать стиль оформления и указать в конце презентации авторов каждой страницы. Целесообразно заранее распределить группы с учётом психологической совместимости и компьютерной грамотности и назначить ответственного в группе. На доске нужно записать возможное распределение обязанностей в группах.
Для подготовки презентации можно воспользоваться следующими материалами: Просветители славян — Кирилл и Мефодий (http://school-collection.edu.ru). Мир музыки. Программно-методический комплекс. (Версия для образовательных учреждений. Адаптировано для работы с интерактивной доской. Автор программы и методического пособия Г. П. Сергеева). (CD-ROM). — М., 2008.