Принцип Гюйгенса. Закон отражения света - ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА - ОПТИКА

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света - ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА - ОПТИКА

При изучении оптики несколько первых уроков отведено на геометрическую оптику. Опираясь на ранее изученный материал, учащиеся углубляют свои знания; в частности, воспринимают законы геометрической оптики как следствие волновых представлений. И геометрическая оптика как теория света обнаруживает границы применимости.

Урок 2. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света

Задачи урока: повторить и обобщить ранее изученные представления геометрической оптики; рассмотреть принцип Гюйгенса как приём для объяснения закона отражения света; продолжить формирование умений выделять оптические явления и описывать их.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приёмы и методы

I. Повторение. Понятие о геометрической оптике

II. Изучение нового материала: принцип Гюйгенса и его использование

III. Отработка знаний. Подведение итогов. Домашнее задание

10

20—25

10—15

Фронтальный опрос. Работа с таблицей

Рассказ учителя. Беседа. Записи в тетрадях. Работа с учебником

Решение задач. Ответы на вопросы. Обобщение

I. Во-первых, с помощью таблицы повторяют описание метода Рёмера для определения скорости света как важнейшей характеристики света. Во-вторых, повторяют и обобщают представления геометрической оптики как теории света. Систематизация материала в ходе беседы отражается в таблице 24.

Вопросы для обсуждения: что такое свет? Какие теории света мы рассматривали? На основе какой теории изучает свет геометрическая оптика? Всегда ли для описания световых явлений можно использовать понятия и законы геометрической оптики? Каков критерий применимости геометрической оптики?

Таблица 24

Геометрическая оптика как теория света

II. По одной из теорий свет — волновой процесс. Если это так, то изученные ранее законы отражения и преломления должны быть объяснены на основе волновой теории света. Впервые такую задачу решил выдающийся голландский физик X. Гюйгенс. В 1678 г. он сформулировал общий для всех волн принцип: каждая точка среды, до которой доходит фронт волны, сама становится источником вторичных волн.

По учебнику (§ 45) рассматривают, как согласно принципу Гюйгенса образуется фронт волны в следующий момент времени; после этого выполняют рисунок 7.4 учебника. В заключение учитель может зачитать цитату о прямолинейном распространении света из работы Гюйгенса “Трактат о свете” (Хрестоматия, с. 153).

III. При закреплении изученного материала следует выполнить несколько заданий на явление отражения света.

1. Приведите примеры явления отражения света.

2. Подумайте, как экспериментально доказать расходимость светового пучка.

3. На одном берегу реки находится столб с фонарём, на другом стоит человек. Подумайте, можно ли найти точку, от которой отражается луч фонаря, попадающий в глаз человека.

4. Ответьте, как с помощью карманного зеркальца увидеть полное изображение дерева, здания, автомобиля. Почему при удалении зеркала человек видит в нём меньшее количество предметов? Для объяснения эксперимента выполните построение изображения.

5. Экспериментально исследуйте, при каком расположении двух плоских зеркал можно увидеть свой профиль.

6. Ответьте, почему в кинотеатрах в качестве экрана не используют плоское зеркало.

7. Всегда ли при наблюдении предмета и его изображения в плоском зеркале их размеры одинаковы?

8. Экспериментально исследуйте, влияет ли распространение одного пучка света на другой.

9. Экспериментально исследуйте, можно ли настольную лампу моделировать точечным источником света.

Домашнее задание: § 45, 46* (1, 4); упр. на с. 178 (4); индивидуально — П., № 706, 707.






Для любых предложений по сайту: [email protected]