Закон преломления света. Полное отражение - ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА - ОПТИКА

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Закон преломления света. Полное отражение - ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА - ОПТИКА

Задачи урока: изучить явление преломления света; ввести понятия о показателе преломления и полном отражении; изучить законы преломления.

Ход урока

I. У доски один из школьников рассказывает о явлении отражения света по заранее известному плану: определение явления, демонстрация явления, описание явления. Для письменного ответа двум-трём школьникам предлагают задачи.

1. На плоское зеркало падает луч света под углом 25°. Как изменится угол между падающим и отражённым лучами, если угол падения увеличится до 40°? Когда падающий и отражённый лучи будут перпендикулярны друг другу?

2. Постройте изображение стрелки в вертикально расположенном зеркале для случая, когда стрелка находится ниже зеркала.

Для фронтального повторения используют вопросы: не противоречит ли прямолинейное распространение света волновым представлениям о нём? Где на практике используются законы отражения света? Выполняются ли законы отражения при отражении света от вогнутого зеркала?

II. В начале урока повторяют определение явления преломления света. Каковы законы этого явления — основной вопрос при изучении нового материала.

Учитель демонстрирует явление преломления с помощью прибора по геометрической оптике. Обсуждают вопросы: как доказать, что луч падающий, луч преломлённый и перпендикуляр, восставленный из точки падения, лежат в одной плоскости? Как изменяется направление распространения луча при переходе из одной среды в другую? Изменяется ли плотность потока излучения при переходе света из одной среды в другую?

Можно ли объяснить преломление луча света на границе раздела двух сред на основе волновой теории? Для решения этой проблемы школьники самостоятельно выполняют построение, используя принцип Гюйгенса (§ 45 учебника). Один из школьников может выполнить построение на доске; возможен рассказ о выполняемых действиях с места.

Далее школьники наблюдают преломление света на примере карандаша в стакане с водой. Затем учитель рассказывает о показателе преломления, даёт определение полного отражения света, используя рисунок и демонстрацию явления. Школьники выполняют экспериментальные задания.

1. Почему при наблюдении снизу поверхность воды в стакане кажется зеркальной? Используя разные лучи света, постройте модель наблюдаемого явления.

2. Пронаблюдайте, как меняется вид пробирки, опущенной в воду, при наливании в неё воды?

Индивидуально предлагается вопрос: почему по мере наливания воды в стакан на его дне становится видна монета? (Примечание. Монета опущена на дно так, что наблюдатель не видит её из-за стенки стакана; решение оформляют в виде рисунка.)

III. При подведении итогов используют вопросы: какие световые явления наблюдаются на границе раздела двух сред? Каковы законы этих явлений? Каково значение законов отражения и преломления света в жизни и производственной деятельности человека?

Домашнее задание: § 47, 48; упр. на с. 186 (ЕГЭ). Индивидуально — вопросы: почему по другую сторону костра (газовой горелки) мы видим колеблющиеся предметы? Если плотно прижать белый лист бумаги к листу с текстом и смотреть на свет, то буквы хорошо видны. Почему же их не видно, если белая бумага отодвинута от текста на небольшое расстояние?






Для любых предложений по сайту: [email protected]