Повторительно-обобщающий урок. Волновая и геометрическая оптика - ЭЛЕКТРОДИНАМИКА КАК ТЕОРИЯ - ОПТИКА

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Повторительно-обобщающий урок. Волновая и геометрическая оптика - ЭЛЕКТРОДИНАМИКА КАК ТЕОРИЯ - ОПТИКА

Выделение особой главы в качестве обобщения изученного материала сделано с целью подчеркнуть мировоззренческую значимость изучения электродинамики. Можно выделить несколько уроков в качестве повторения ранее изученного материала. Это предусмотрено программой, но очевидно, что рассматриваемые вопросы выходят за рамки просто оптики.

Электродинамика изучалась на протяжении длительного времени, поэтому так необходимо подвести общие итоги, выделить главное, ещё раз установить связи явлений. По нашему мнению, уместно изучать спектры в атомной физике. При таком подходе тема выглядит гармоничнее.

Систематизация содержания и отбор приёмов деятельности школьников выполнены с целью выделения и освоения метода научного познания.

Урок 1*. Повторительно-обобщающий урок. Волновая и геометрическая оптика

Задачи урока: обобщить знания о свете; продолжить формирование умения объяснять световые явления; углубить знания об истории развития представлений о свете.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приёмы и методы

I. Организационный момент урока

2—3

Сообщение учителя

II. Самостоятельная работа

15—20

Решение задач. Подготовка к ответу у доски

III. Совершенствование знаний и умений

15—20

Выступления школьников. Беседа. Использование таблиц

IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание

3—5

Ответы на вопросы. Запись на доске

I. Учитель сообщает план работы на уроке, приглашает учащихся к доске с тетрадями для подготовки по заданиям.

1. Приведите доказательства электромагнитной природы света. Сделайте записи на доске, выполните рисунки.

2. Расскажите об основных средствах описания (понятия, формулы, законы и др.) световых явлений. Подготовьте таблицу: первый столбик — волновая оптика, второй — геометрическая оптика.

Во время подготовки школьников учитель может при необходимости их консультировать.

II. Класс выполняет на листочках самостоятельную работу № 1031Т из книги: Мартынов И. М., Хозяинова Э. Н., Буров В. А. Дидактический материал по физике: 10 кл. / под ред. В. А. Бурова. — М.: Просвещение, 1980. (Или используется иной подходящий текст.)

III. Далее слушают выступления школьников у доски. Учитель вовлекает класс в беседу по вопросам.

Вопросы для обсуждения: какое явление называют интерференцией? Какие физические величины и законы используются для описания интерференции света?

Один из школьников выступает с докладом по работе О. Френеля “О свете” (Хрестоматия). В докладе раскрывается роль гипотезы и опыта в науке, зачитываются наиболее яркие выводы, приводятся краткие данные о биографии учёного.

Подведение итогов урока проводится в форме фронтального опроса. Вопросы: с какими из световых явлений мы встречаемся ежедневно? Какой свет от Солнца достигает поверхности Земли: естественный или частично поляризованный? Можно ли экспериментально доказать поперечность световых волн? Приведите примеры применения световых волн в технике.

На уроке используются таблицы 28, 29.

Таблица 28

Волновая оптика

Явление

Определение

Проявление света

Дисперсия

Интерференция

Дифракция

Поляризация

Зависимость скорости распространения волны от частоты

Сложение волн, при котором образуется постоянное во времени распределение амплитуды результирующих колебаний

Огибание волнами препятствий

Явления, обусловленные поперечностью световых волн

Что происходит при прохождении белого света через призму?

Почему радуга имеет форму дуги?

Можно ли свет погасить светом?

В чём суть метода, названного “просветление оптики”?

Отличается ли дифракционный спектр от дисперсионного?

Почему легче наблюдать дифракцию звука, чем света?

Чем отличается естественная световая волна от поляризованной?

Почему солнцезащитные очки бывают с поляроидами?

Таблица 29

Использование света

Оптические приборы

Проекционные аппараты

Фото- и киноаппараты

Телескопы

Спектроскопы

Метрология

Эталон метра

Контроль за качеством обработки поверхностей

Спектральный анализ. Осциллография

Лазерная локация планет

Лазерные интерферометры

Связь

Телевидение

Фототелеграф. Оптическая связь: семафор, телефон на основе волоконной оптики и др.

Электроника

Фотоэлементы, солнечные батареи

Оптоэлектроника

Светотехника

Источники света. Лазерный скальпель

Лазерная сварка. Голография

Просветление оптики

IV. Домашнее задание: решение типичных задач, например, упр. на с. 245 (ЕГЭ); П., № 710, 715, 718.






Для любых предложений по сайту: [email protected]