Релятивистская динамика. Решение задач (продолжение) - ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ - ОПТИКА

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Релятивистская динамика. Решение задач (продолжение) - ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ - ОПТИКА

Задачи урока: продолжить отработку основных положений динамики СТО; систематизировать и обобщить изученный материал.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приёмы и методы

I. Повторение и отработка изученного материала

II. Систематизация и обобщение знаний

III. Подведение итогов. Домашнее задание

15—20

10—15

3—5

Решение задач. Ответы на вопросы. Записи в тетрадях

Заполнение таблицы. Работа с учебником

Выделение главного. Выводы учителя

I. У доски двое школьников решают домашние (или подобные) задачи. Вопросы для фронтального повторения: какие аргументы можно привести в доказательство инвариантности события? Какие инвариантные характеристики объектов известны в СТО? (Событие, скорость света, пространственно-временной интервал, масса, энергия покоя, внутренняя энергия, заряд и др.) В чём смысл первого постулата СТО? Вопросы для коллективного обсуждения: выполняется ли третий закон Ньютона, согласно СТО, для взаимодействия двух частиц на большом расстоянии друг от друга? (Ответ. Нет, в общем случае не выполняется; изменение положения одной частицы не влияет мгновенно на движение другой.) Выполняется ли первый закон динамики в СТО?

II. Одним из вариантов обобщения знаний является коллективное заполнение таблицы 27.

Содержание фиксируемых знаний повторяется, их статус обосновывается.

Таблица 27

Специальная теория относительности

Основание

• Идеи классической механики о пространстве и времени

• Постоянство скорости электромагнитных взаимодействий (света)

• Результаты опыта Майкельсона

Ядро теории

• Постулаты СТО

• Преобразования координат и времени при переходе из одной ИСО в другую — преобразования Лоренца (в частности, относительность одновременности):

• Основной закон релятивистской динамики

• Энергия движущейся частицы

• Инварианты теории: m, с, интервал,

Следствия

• Кинематические следствия:

• Понятие об энергии покоя:

• Решение прикладных задач

III. Подведение итогов урока и темы происходит при обсуждении вопросов: что называют теорией? Какова её структура? Почему так велико было значение построения СТО в начале XX в.? Каковы основные идеи СТО? Можно ли назвать СТО теорией инвариантов? Имеет ли СТО как теория практическое значение? Где применяются знания СТО?

Домашнее задание: § 65* (4—6); упр. на с. 245 (4, 6); индивидуально — П., № 788, 796.






Для любых предложений по сайту: [email protected]