Причины равномерного и неравномерного движений. Инерция. Инертность. Движение по инерции - ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

Поурочное планирование по физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В

Причины равномерного и неравномерного движений. Инерция. Инертность. Движение по инерции - ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что:

♦ скорость тела изменяется под действием другого тела;

♦ инерция — это явление покоя или прямолинейного равномерного движения относительно Земли, когда на тело не действуют другие тела;

♦ инертность — свойство тел, состоящее в том, что для изменения скорости движения на тело должно действовать другое тело в течение некоторого промежутка времени; чем этот промежуток больше, тем инертнее тело;

♦ любое тело, выведенное какими-либо телами из состояния покоя, после прекращения действия этих тел продолжает движение; такое движение называют движением по инерции;

♦ тело движется равномерно под действием других тел, если действия тел скомпенсированы.

Учащиеся должны научиться:

♦ «создавать» понятие об инерции;

♦ объяснять движение тел по инерции в конкретной ситуации.


ВИД ДОСКИ

Причина изменения скорости движения. Инерция

ФАКТ Одно и то же тело может двигаться равномерно и неравномерно. Например, ...


ПЗ 6. Какова причина изменения скорости движения тела?

ИДЕЯ Подобрать ситуации неравномерного движения, установит причину изменения скорости в каждой ситуации, выявить общее в причинах, сделать вывод

РЕШЕНИЕ

Ситуация

Причина в каждой ситуации

Общая причина

Мяч начинает двигаться

Удар ногой

Столкновение с другим мячом

Действие на тело другого тела

Пуля пробивает доску

Действие доски

Мяч останавливается

Трение о дорогу

Мяч отскакивает

Действие стены, руки

Человек огибает дерево

Действие руки, ухватившейся за дерево


ОТВЕТ Скорость тела изменяется, если на него действует другое тело


ПЗ 7. Изменяется ли скорость, если на тело не действуют другие тела?

ИДЕЯ Подобрать ситуацию, в которой скорость изменяется под действием какого-то тела. Уменьшать воздействие и следить за изменением скорости. Предположить, изменится ли скорость, если воздействия не будет

image18

ОПЫТ

Горка v1 = 0

Дорожка v2

Ткань v3 > v2

Гладкая поверхность v4 > v3

ВЫВОД Можно предположить, что...

НАЗВАНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ Инерция — явление сохранения скорости движения тела при отсутствии действия на него других те.

image19 не изменяется, если действия тел скомпенсированы


Инертность тел. Движение по инерции

image20

Тело не может изменить скорость мгновенно. Другое тело должно действовать в течение некоторого промежутка времени.

Инертность — свойство тел, ...

Любое тело, выведенное..., продолжает движение (движение по инерции)

Д/з. § 7 (3 - по желанию, 4, 7)


СЦЕНАРИЙ

Этап актуализации знаний.

П. Какие вида движения вы знаете? (<Организует ответы по моделям равномерного и неравномерного движений.)


Мотивационный этап

П. Как будет двигаться шарик, если я его отпущу? Равномерно или неравномерно? (Демонстрирует шарик, поднятый над столом..

У. Неравномерно. При падении тел скорость увеличивается.

П. (Демонстрирует равномерное падение шарика в вязкой среде.) Как движется шарик?

У. Он движется практически равномерно.


Этап «создания» нового знания

П. Что нужно знать для предсказания характера движения тел?

У. Нужно знать причину изменения скорости тела.

П. Запишем познавательную задачу 6: Какова причина изменения скорости движения тел?

Как ее решать.

У. Подобрать ситуации неравномерного движения из жизни. В каждой ситуации выделить причину изменения скорости. Найти общее и сформулировать ответ.

П. (Фиксирует метод решения на доске в виде шапки таблицы.) Я буду предлагать ситуации, а вы выделяйте неравномерно движущееся тело и ищите причину изменения скорости. Первую ситуацию разбираем вместе. (Воспроизводит неравномерное движение какого-либо тела, например, подносит к лежащему на столе стальному шарику магнит.)

У. Шарик пришел в движение под действием магнита.

П. (Записывает ответ в таблицу. Демонстрирует неравномерное движение различных тел, организует проверку составленной таблицы.) Сформулируйте общую причину изменений скорости тел.

У. Скорость тела изменяется под действием других тел.

П. Запишите это в тетрадь. А если другие тела не действуют?

У. Тело движется равномерно.

П. Это только предположение. Оно требует проверки. Запишем познавательную задачу 7: Изменяется ли скорость движения тела, если на него не действуют другие тела?

Как ее решить?

У. Нужно отыскать ситуацию, когда на тело не действуют другие тела и посмотреть, изменяется ли его скорость. Такое тело на Земле подобрать невозможно.

П. Нужно подобрать ситуацию, в которой скорость тела из меняется под действием какого-либо тела, причем это воздействие можно уменьшать. Нужно воспроизвести движение этого тела несколько раз, уменьшая воздействие, и проследить за изменением скорости. Сформулировать вывод об изменении скорости при отсутствии воздействия. (Описывает установку и демонстрирует опыт с шариком при уменьшении трения.)

Что вы наблюдали? Сравните изменение скорости шарика от конца спуска до флажка в этих ситуациях.

У. Каждый раз скорость шарика от конца спуска до флажка изменялась все меньше и меньше.

П. Как же будет двигаться шарик, если на него совсем не будут действовать другие тела?

У. Скорость шарика не будет изменяться, т. е. он будет двигаться равномерно.

П. Сформулируйте ответ. Учтите, что мы рассматривали движение шарика относительно Земли.

У. Скорость движения тела относительно Земли не изменяется, если на него не действуют другие тела,

П. Такой же ответ на этот вопрос дал знаменитый итальянский ученый Г. Галилей в XVI веке. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией (латинское слово, означает «неподвижность, бездеятельность»).

У. (Учащиеся записывают определение.)

П. Тело остается в покое (т. е. сохраняет скорость, равную нулю), пока на него не действует другое тело. Это — вполне понятно и подтверждается повседневными наблюдениями. Камень сам не тронется с места, пока не будет кем-нибудь или чем-нибудь сдвинут.

Но трудно поверить, что тело может вечно сохранять равномерное прямолинейное движение. Этого мы никогда не наблюдаем. Но движение шарика или брошенного камня замедляется и прекращается не потому, что ему свойственно прекратиться, как думали древние ученые, а потому, что воздействие других тел замедляет и, наконец, прекращает его.

Когда же тело движется равномерно в реальных условиях? Одни воздействия замедляют движение тела, другие — увеличивают его скорость. (Записывает.) Если одни воздействия увеличивают скорость тела за определенное время, а другие настолько же уменьшают скорость, тело движется равномерно. Говорят, что действия на тело других тел скомпенсированы. (Записывает.)

Сравните изменение скорости груза, установленного на листе бумаги, в двух случаях. Назовите причину изменения скорости. (Демонстрирует движение груза при медленном и резком выдергивании из-под него листа бумаги.)

У. Когда тянули медленно, груз начал двигаться, а когда резко дернули, он остался на месте, чуть-чуть дернулся. На него действовал лист бумаги.

П. Действует лист бумаги на один и тот же груз, а результат разный. Чем отличается действие листа?

У. Временем. За короткое время груз не успевает разогнаться.

П. Молодец! Вспомните, как разные тела в жизни выходят из состояния покоя, как они останавливаются, как изменяют скорость. Мало того, что на тело нужно действовать, нужно время, чтобы скорость изменилась. Тела обладают таким свойством: скорость не может измениться мгновенно под действием другого тела. (Записывает.) Это свойство называют инертностью. (Диктует определение инертности.)

В жизни мы часто пользуемся термином «движение по инерции». Машина после выключения двигателя продолжает движение, хотя под действием дороги должна остановиться. Говорят, что машина движется по инерции. Почему машина продолжает движение?

У. Потому что она инертна, т. е. не может мгновенно изменить скорость.

П. Давайте поясним термин «движение по инерции», чтобы не путать его с «инерцией». (Поясняет и организует запись определения.)


Этап применения знаний

П. (Организует выполнение задания 14.)


ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Демонстрации: 1) равномерное падение тела в вязкой среде; 2) изменение скорости движения тела при уменьшении силы воздействия; 3) инертность тела.






Для любых предложений по сайту: [email protected]