Взаимодействие тел. Масса - ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

Поурочное планирование по физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В

Взаимодействие тел. Масса - ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что:

♦ если одно тело действует на другое, то изменяется скорость обоих тел, т. е. второе тело действует на первое (тела взаимодействуют);

♦ масса — это физическая величина, описывающая инертность тел;

♦ массу любого тела (m2) можно измерить при взаимодействии его с эталоном массы (1 кг) или с телом известной массы (m1); если при взаимодействии тел их скорости изменяются соответственно на v1 и v2, то неизвестная масса определяется по формуле

image21

♦ за единицу массы в СИ принята масса специально изготовленного тела (эталона массы),, называемая килограммом (1 кг).

Учащиеся должны научиться:

♦ «создавать» понятие о массе тела;

♦ находить массу тела по его взаимодействию с телом известной массы.


ВИД ДОСКИ

Взаимодействие тел

ФАКТ Скорость человека изменяется под действием лодки. Но и скорость лодки изменяется под действием человека.


ПЗ 8. Всегда ли, если одно тело действует на второе, второе тело действует на первое?

ПРИМЕРЫ

ОТВЕТ Если одно тело......... то и второ.

НАЗВАНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ Взаимодействие — это одновременное действие тел друг на друга


Масса

ФАКТ Тележки при взаимодействии приобрели разную скорость за одно и тo же время. Ин2 > Ин1.


ПЗ 9. Ввести физическую величину для количественного описания инертности тел

СПОСОБ ОЦЕНКИ

НАЗВАНИЕ, ОБОЗНАЧЕНИЕ масса тела — m

image23

ЕДИНИЦА Эталон — 1 кг (килограмм)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Масса тела — ...

Д/з. § 8 (6), № 23-25 (с. 137 учебника)


СЦЕНАРИ.

Этап актуализации знаний

П. Какова причина изменения скорости движения тел? Приведите примеры. При каком условии тело движется равномерно относительно Земли? (Организует ответы учащихся.)


Мотивационный этап

П. Почему человек может выпрыгнуть из лодки? Какое тело действует на него, сообщает скорость в сторону берега?

У. Лодка, от которой он отталкивается.

П. Какие изменения происходят с лодкой, находящейся на воде?

У. Она начинает двигаться в другую сторону под действием человека.

П. Лодка действует на человека, а человек на лодку.


Этап «создания» нового знания

П. Запишите познавательную задачу 7: Всегда ли, если одно тело действует на второе, это второе действует на первое?

Как будем решать эту задачу?

У. Можно подобрать различные ситуации и установить, изменяются ли скорости обоих тел.

П. Перед вами находится тележка с прикрепленной к ней упругой пластинкой. Пластинка согнута и связана нитью. Тележка находится в покое относительно стола. Начнет ли она двигаться, если пластинка выпрямится? (Пережигает нить, организует обсуждение результатов опыта.)

Теперь поставим по другую сторону от согнутой пластинки еще одну такую же тележку. (Демонстрирует, что после пережигания нити обе тележки приходят в движение и разъезжаются в разные стороны.) Какой вывод можно сделать?

У. Скорости обоих тележек изменяются, т. е. и вторая тележка действует на первую.

П. (Организует обсуждение ситуаций, предлагаемых учащимися.) Сформулируйте ответ на познавательную задачу.

У. Если одно тело действует на другое, то изменяется скорость обоих тел, т. е. второе тело действует на первое.

П. Как назвать такое действие тел друг на друга?

У. Взаимодействие тел.

П. Что такое взаимодействие? (Организует составление и запись определения.)


Мотивационный этап

П. Мы наблюдали взаимодействие тележек с помощью пластины. Сравните скорости тележек, которые они приобрели при взаимодействии, т. е. пока распрямлялась пластина, (Изображает ситуацию взаимодействия.)

У. Левая тележка проехала меньшее расстояние после того, как пластина распрямилась. Значит, она приобрела меньшую скорость при взаимодействии. (Изображает вектор скорости.)

П. Что такое инертность? Сравните инертности тележек.

У. (Воспроизводит определение инертности.) Инертность левой тележки больше.

П. Обозначим это условно как Ин1 и Ин2 (обозначает на рисунке). Мы уже говорили, что инертность очень важное свойство. Чтобы уметь предсказывать изменение скорости тел при взаимодействии, нужно научиться измерять инертность.


Этап «создания» нового знания

П. Запишем познавательную задачу 9: Ввести физическую величину, описывающую инертность тела.

Во сколько раз инертность первой тележки больше инертности второй?

У. Во столько же раз, во сколько ее скорость меньше второй тележки.

П. (Записывает.) Чтобы получить числовые значения инертности тела, надо поделить их скорости, но это будут разы. Как быть?

У. Нужно выбрать какое-то одно тело и договориться, что его инертность равна единице, а затем сравнивать с ним остальные тела.

П. Такое специальное тело есть. Надо назвать и дать обозначение величине, описывающей инертность тел. Эту величину называют инертной массой, или просто массой (обозначают буквой m). (Записывает.) Какова единица массы? Откройте учебник на с. 23. Прочтите абзац «За единицу массы ...».

У. Единица массы — килограмм (1 кг) — это масса специально изготовленного тела, называемого эталоном. (Описывает эталон массы.)

П. Что еще нужно сделать для введения физической величины?

У. Составить ее определительную формулу.

П. (Записывает и поясняет определительную формулу массы.) Составьте определение массы. (Организует обсуждение и запись определения.)


Этап применения нового знания

П. (Организует выполнение задания 15.)


ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Демонстрация взаимодействия тележек.






Для любых предложений по сайту: [email protected]