Физика - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс
Электромагниты. Телеграфная связь - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Цель урока:
Познакомить учащихся с устройством электромагнитов и их применением.
Оборудование:
Большой гвоздь, проволока, мелкие железные предметы, реостат, источник тока, магнитная стрелка, пустая катушка из-под ниток — на каждом столе.
Ход урока
I. Повторение. Проверка домашнего задания
- Опишите опыт, в котором наблюдается действие электрического тока на магнитную стрелку.
- Что является источником магнитного поля?
- Как располагаются магнитные стрелки в магнитном поле прямолинейного тока?
- Что называют магнитными силовыми линиями?
- Какую форму имеют силовые линии магнитного поля прямолинейного тока?
- Сформулируйте первое правило правой руки.
II. Новый материал
Изучая тему «Постоянный ток», мы говорили, что наличие тока в цепи можно определить по его действию. Сегодня нас будет интересовать магнитное действие тока.
Магнитное поле можно усилить, если провод, по которому течет ток, свернуть в форме винтовой спирали. Такую катушку называют соленоидом.
- Возьмите пустую катушку из-под ниток и намотайте на нее проволоку.
- Соберите цепь из соленоида и источника тока. Поднесите к соленоиду магнитную стрелку. Что вы обнаружили? (У соленоида есть магнитное поле.)
- Как можно определить направление линий магнитного поля? (Используя правило правой руки.)
- Давайте увеличим количество витков соленоида. Что произойдет? (При увеличении числа витков магнитное действие соленоида увеличивается.)
- Введите внутрь катушки железный гвоздь. Что наблюдаете? (Железный сердечник значительно усиливает магнитное действие соленоида.)
- Теперь в цепь включите реостат и попробуйте изменить сопротивление цепи (таким образом меняем силу тока). Каков результат? (При увеличении силы тока действие магнитного поля соленоида усиливается, при уменьшении силы тока - ослабляется.)
Соленоид с железным сердечником называется электромагнитом. Электромагниты широко применяются в технике, мощные электромагниты, обладающие большой подъемной силой, используются на заводах.
III. Закрепление изученного
- В каком направлении устанавливается катушка с током, подвешенная на длинных тонких проводниках?
- Какое сходство имеет такая катушка с магнитной стрелкой?
- Какими способами можно усилить магнитное действие катушки с током?
- Что называется электромагнитом?
- Для какой цели используют на заводах электромагниты?
- Как устроен магнитный сепаратор зерна?
IV. Решение задач
Задача 1
Как расположены магнитные линии соленоида, подключенного к источнику тока? (См. рис. 168 а)
(Решение: Вспомним, что за положительное направление тока принято направление от положительного полюса источника к отрицательному. Покажем направление тока на чертеже (см. рис. 168 б).
Направление вектора магнитной индукции, а следовательно, и магнитного полюса соленоида можно определить по «правилу буравчика»: если ввинчивать в соленоид буравчик так, чтобы вращение ручки буравчика совпадало с направлением тока в соленоиде, тогда поступательное движение буравчика будет совпадать с направлением вектора магнитной индукции. Видно, что вектор магнитной индукции направлен справа налево. Учитывая, что за направление вектора магнитной индукции внутри соленоида принимается направление от южного полюса к северному, то слева - северный полюс соленоида, а справа - южный.
Задача 2
В каком направлении должен протекать ток в соленоиде, чтобы наблюдалась ориентация магнитной стрелки, показанная на рисунке 169 а)?
(Решение: Так как разноименные полюсы магнитов притягиваются, можем определить полюсы соленоида: слева - южный, справа - северный (см. рис. 169 б)
Направление вектора магнитной индукции внутри соленоида - от южного полюса соленоида к северному. Применяя правило буравчика, определяем направление тока в соленоиде (буравчик в данном случае «вывинчивается» из соленоида).
Далее самостоятельно решаются задачи 105, 106, 107.
Домашнее задание
1. § 23, 24;
2. Задачи 108, 109, 110.