Физика - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс
Действие магнитного поля на движущийся заряд - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Цель урока:
Ввести понятие силы Лоренца.
Ход урока
I. Повторение. Проверка домашнего задания
- Что называется телеграфной связью?
- Опишите действие электрического телеграфа.
- Как работает телеграфный аппарат Морзе?
- Что такое телетайп?
- Что такое соленоид?
- Сформулируйте второе правило правой руки.
- Перечислите способы усиления магнитного действия катушки с током.
- Для каких целей используют магниты на заводах?
- Как работает магнитный сепаратор зерна?
- Как действует электрический звонок?
II. Самостоятельная работа
Вариант I
1. Когда электрические заряды находятся в покое, то вокруг них обнаруживается ...
а) электрическое поле;
б) магнитное поле;
в) электрическое и магнитное поля.
2. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока?
а) беспорядочно;
б) по прямым линиям вдоль проводника;
в) по замкнутым кривым, охватывающим проводник.
3. Какие металлы сильно притягиваются магнитом?
а) чугун;
б) никель;
в) кобальт;
г) сталь.
4. Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?
а) северный;
б) южный.
5. Стальной магнит ломают пополам (см. рис. 170). Будут ли обладать магнитными свойствами концы А и В на месте излома магнита?
а) концы А и В магнитными свойствами обладать не будут;
б) конец А станет северным магнитным полюсом, а В - южным;
в) конец В станет северным магнитным полюсом, а А - южным.
6. К одноименным магнитным полюсам подносят стальные булавки (рис. 171). Как расположатся булавки, если их отпустить?
а) будут висеть отвесно;
б) головки притянутся друг к другу;
в) головки оттолкнутся друг от друга.
7. Как направлены магнитные линии между полюсами дугообразного магнита (рис. 172)?
а) от А к Б;
б) от Б к А.
8. Северный магнитный полюс расположен у ... географического полюса, а южный - у ... .
а) ...южного, ...северного;
б) ...северного, ...южного.
Вариант II
1. К источнику тока с помощью проводов присоединили металлический стержень. Какие поля образуются вокруг стержня, когда в нем возникает ток?
а) одно лишь электрическое поле;
б) одно лишь магнитное поле;
в) электрическое и магнитное поля.
2. Что представляют собой магнитные линии магнитного поля тока?
а) замкнутые кривые, охватывающие проводник;
б) кривые, расположенные около проводника;
в) окружности.
3. Какое вещество из перечисленных ниже слабо притягиваются магнитом?
а) бумага;
б) сталь;
в) никель;
г) чугун.
4. Разноименные магнитные полюсы ..., а одноименные - ... .
а) ...притягиваются, ...отталкиваются;
б) ...отталкиваются, ...притягиваются.
5. Концом А стальной палочки прикоснулись к северному полюсу магнита (рис 173). Будут ли после этого обладать магнитными свойствами концы палочки?
а) не будут;
б) конец А станет северным магнитным полюсом, а В - южным;
в) конец В станет северным магнитным полюсом, а А - южным.
6. Как направлены магнитные линии между полюсами магнита, изображенного на рис. 174?
а) от А к Б;
б) от Б к А.
7. К концу стального стержня притягиваются северный и южный полюсы магнитной стрелки. Намагничен ли он?
а) намагничен, иначе стрелка не притянулась бы;
б) определенно сказать нельзя;
в) стержень не намагничен, к намагниченному стержню притягивался бы только один полюс.
8. У магнитных полюсов расположена магнитная стрелка (рис. 175). Какой из этих полюсов северный и какой - южный?
а) А - северный, В - южный;
б) А - южный, В - северный;
в) А - северный, В - северный;
г) А - южный, В - южный.
III. Новый материал
Эксперимент 1
В плоской круглой кювете соосно разместим кольцевой и стержневой электроды. В кювету зальем электролит, и поставим ее на полюс постоянного магнита, дающего однородное магнитное поле.
Поверхность электролита посыпем тальком или деревянными опилками. Подсоединим электроды к источнику тока. Электролит приходит в движение (начинает вращаться). Сменим направление тока - направление вращения электролита также изменится на противоположное. То же произойдет, если сменить полюс магнита. Если в цепи нет тока, то и движение электролита прекращается. Вопрос: почему?
Ток в электролите образован встречным движением положительных и отрицательных ионов. Таким образом, чтобы электролит пришел в движение, на него должна действовать сила, и эта сила должна действовать на двигающиеся частицы, несущие как положительный, так и отрицательный заряды.
Силу, с которой магнитное поле действует на движущиеся заряженные частицы, называют силой Лоренца.
Направление силы Лоренца для положительно заряженных частиц определяют с помощью правила левой руки. Действуя под прямым углом к скорости частицы, сила Лоренца не может ни ускорить, ни замедлить ее движение, она лишь искривляет траекторию движения частицы, заставляя ее двигаться по кривой линии (дуге окружности).
Далее можно воспользоваться материалом к урокам 39 и 40 для программы А. В. Перышкина.
IV. Закрепление изученного
Вопросы для закрепления:
- На какие заряды способно действовать магнитное поле?
- Какую силу называют силой Лоренца?
- Как устроен кинескоп телевизора?
- Сформулируйте правило левой руки.
- Опишите опыт, в котором с помощью магнитного поля можно получить электрический ток?
- Как устроен генератор постоянного тока?
- Что такое электромагнитная индукция?
Решение задач
Задачи 111, 114, 115.
Домашнее задание
1. § 25;
2. Задачи 112, 116.