Учебник Русский язык. 2 класс. Часть 1. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1 - Методические рекомендации по работе с учебником и тетрадью - Раздел 2 - 2 КЛАСС

Русский язык 1-2 классы - Методические рекомендации - 2017 год

Учебник Русский язык. 2 класс. Часть 1. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1 - Методические рекомендации по работе с учебником и тетрадью - Раздел 2 - 2 КЛАСС

Методические рекомендации по работе с учебником и тетрадью

Согласно нашей программе во 2 классе школьнику даётся значительный объём теоретических сведений по грамматике. Вводятся термины и определения таких частей речи, как имя существительное (категория числа и рода, изменение по вопросам в предложении), глагол (некоторые его формы: настоящее, прошедшее и будущее время), имя прилагательное (изменение по родам и числам). Кроме того, вводится ряд других грамматических понятий: корень слова и однокоренные слова, текст, предлоги и т. д.

Упражнения в учебнике и рабочей тетради составлены на принципиально новой основе. Прежде всего следует указать на больший по сравнению с 1 классом объём словарного материала. Чтобы ученики могли усвоить орфографию на действительно грамматической основе, т. е. через осмысление языковых соотношений и их обобщение, а не путём заучивания правописания определённых слов и выполнение большого количества тренировочных упражнений, значительно расширен объём словарного материала упражнений — тот круг слов, которым должны оперировать учащиеся. При этом он постепенно пополняется, а степень сложности слов для каждого правила возрастает.

В учебнике имеется раздел “Словарь для справок”, который, в сущности, является словариком для постепенного усвоения правописания слов по программе для 2 класса.

Для самостоятельной работы предназначены лаконичные и простые инструкции, такие, например, как в упр. 38, 39, 43, 44, 49, 55, 57 и др. (ч. 1).

Кроме упражнений для самостоятельного выполнения, в учебнике есть упражнения, рассчитанные на коллективную работу, — 7, 20, 30, 41, 51, 96 и др. (ч. 1). Как правило, это так называемые вводные упражнения, а также упражнения с текстами пословиц, загадок, шуток, требующие точного понимания их содержания. Коллективно проводится работа по анализу текстов и по материалам рубрики “Секреты речи”.

Учебник «Русский язык». 2 класс. Часть 1. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1

Упр. 1—4. Дан материал для работы над признаками понятия “предложение”. Признак “предложение выражает законченную мысль” рассматривается применительно не только к законченным, но и к неоконченным предложениям. “Законченность” выявляется через постановку вопросов: о чём говорится? что говорится? Вводится новый знак препинания — многоточие.

Следует рассмотреть слова-предложения. Смысловую законченность словам-предложениям придаёт интонация сообщения и контекст. Представление о предложении дополняется выводом о словах-предложениях.

Упр. 5—19. Направлены на общее ознакомление с членами предложения: главные члены предложения — подлежащее и сказуемое — основа предложения; второстепенные члены предложения (термин); связь слов в предложении по вопросам.

При проверке выполнения упр. 1 —19 ученики должны объяснять, по каким признакам они находят предложение. Следует добиваться: 1) понимания того, каковы признаки предложения; 2) знания способа определения границ предложения (по вопросам: о чём говорится? что говорится?).

Почти во всех упражнениях этой группы устный анализ сочетается с письмом, что важно, как в учебных целях (формирование навыков письма), так и в целях смены вида деятельности.

При работе с учебником необходимо приучить детей внимательно рассматривать рисунки, выявлять их смысл, использовать в дополнение к заданиям.

В качестве дополнительного материала по теме “Предложение” учитель может использовать упр. 1—6 рабочей тетради. Особое внимание уделяется выявлению связи слов в предложении, составлению предложений по заданным условиям, нахождению главных членов предложения.

Упр. 14—19. Работа над предложением сочетается с наблюдением изобразительных средств языка — образных оборотов речи, синонимов, антонимов. Важное место отводится лексической работе, многозначности слова, употреблению слов в переносном значении. Следует вспомнить, что в языке есть много слов, имеющих два и более значений, что слова многозначны. Прямое значение слова — основное, исходное (острая игла). Другие значения — переносные (острый ум, глаз, запах). Переносное значение слова используется как изобразительное средство языка. Можно привести многочисленные примеры из упражнений учебника на употребление слов в переносном значении: ч. 1 — упр. 64 (с белой звёздочкой на лбу — у жеребёнка), 199 (котик — чёрные чулочки), 202 (берёзки столпились гурьбой, что глядите на меня — о колокольчиках), 224 (сосна приподнялась на цыпочки), 229 (адрес земляники подскажут муравейники); ч. 2 — упр. 3 (берёзки улыбнулись, шёлковые косы и др.), 61 (серебряную песенку), 141 (сады как молоком облитые), 143 (дождик на мокрой ножке, туча-лейка), 156 (дождик пляшет на скамейке), 232 (льда голубое стекло, шатром нависла ивушка), 234 (хрустально-нежный разговор речки серебристой) и др. Мы рекомендуем составлять словарики образных оборотов речи с переносным значением по мере выполнения соответствующих упражнений, включая и упражнения с образными сравнениями: ч. 1 — упр. 34 (пруд синеет круглой чашкой), 64 (хвост косичкой, ножки-спички); ч. 2 — упр. 108 (снегом, точно серебром, снежною каймой), 156 (брызги, словно змейки), 236 (подушка, как лягушка) и др.

Резервный материал для наблюдения: ч. 1 — упр. 42 (гулким днём), 50 (светлою полосою), 54 (звери голубят), 82 (объяснить значение пословицы на рисунке), 236 (рябинки разрумянились); ч. 2 — упр. 145 (день утопает), 153 (сосулька-кулёк, песенку в клюве), 160 (ветер-косолап, роем загудели), 195 (луч ласкал), 197 (щетинка травы), 198 (румяный, светлый хоровод), 199 (на звонком льду), 205 (зима злится, весна стучится, ветер зовёт), 210 (радуга смеялась), 215 (весёлые веснушки), 219 (весна повеяла крылом), 224 (проклюнулись подснежники).

Упражнения на работу с синонимами и антонимами. В учебнике: ч. 1 — упр. 14, 18, 19; ч. 2 — упр. 62, 64— 66, 185, 214, 244 (во многих упражнениях есть также разнообразные эпитеты). В рабочей тетради: ч. 1 — упр. 3, 36, 37, 63, 68; ч. 2 — упр. 11, 64.

Во 2 классе продолжается работа с фразеологизмами. И в 1-м, и во 2 классе фразеологизмы даны в упражнениях учебника и рабочей тетради. Учитель может в дополнение к заданиям упражнений использовать фразеологический словарик (с. 125—126 данного пособия), ставя перед учениками различные задачи, организуя их наблюдения.

К примеру:

• К какому случаю из жизни подходит один из фразеологизмов (сел в галошу, клевать носом, лететь стрелой, льёт как из ведра)?

• У кого бывало такое настроение (вешать нос, потерять голову, проглотить язык, сидеть сложа руки)?

• Когда бывает такое (слышно, как муха пролетит, голова как решето, зарубить на носу)?

• Какие фразеологизмы близки по смыслу (навострить уши, ушки на макушке, взять себя в руки)?

Наблюдения во 2 классе можно начать с понятия “свободные и устойчивые сочетания слов”.

1. Прочитайте.

Лесной ключ, горный ключ, прозрачный родник, запасной ключ, нотный ключ, новый ключ.

• Какой смысл имеют данные словосочетания? С какими словами можно соединить слово ключ? Составьте словосочетания.

• Составьте словосочетание со словом родник. Синонимом какого слова является слово родник?

B речи одни и те же слова (ключ, родник, ручей и т. п.) могут сочетаться с разными словами. Такие словосочетания называются свободными. (Шумит горный ключ. Из родника течёт ручеёк. Новый ключ лежал на столе.)

2. Спишите, вставляя вместо точек слова по смыслу.

Курам ... . Сидеть как ... .

Как курица ... . Вилами на воде ... .

Слышно, как муха ... . Ходить ... .

Комар носа ... . Видно как ... .

Слова для справок: на смех, лапой, пролетит, не подточит, на иголках, писано, гоголем (гоголь - дикая утка), на ладони.

• Можно ли как угодно изменять полученные сочетания слов?

B речи есть несвободные, устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами или фразеологическими оборотами речи. Фразеологические обороты делают речь образной, выразительной.

• Прочитайте о значении фразеологизмов, данных в упражнении. (Глупо, бессмысленно. Беспокоиться, волноваться. Неразборчивый почерк. Неясное, пропадающее, как круги на воде. О полной тишине. Ходить важно, гордо. Не к чему придраться. Очень ясно, отчётливо.)

• Составьте предложение с одним из фразеологизмов.

Большое место при работе с фразеологизмами во 2 классе уделяется составлению предложений. По возможности эта работа осуществляется с привлечением материала упражнений учебника. Например, выполняя упр. 64, можно составить несколько предложений, используя фразеологизмы лететь стрелой, льёт как из ведра.

В упр. 158 встретится фразеологизм бросаться со всех ног. Полезно дать задание вспомнить близкий по значению фразеологизм лететь стрелой и сравнить оттенки их значений.

Упр. 181 содержит фразеологизмы со значением “безделье”. В этих разных оборотах речи: сидеть сложа руки, собак гонять, лодыря корчить, бить баклуши — очень ярко выступает их переносное значение. И всё же можно ранжировать данные фразеологизмы по наибольшему проявлению переносного значения: лодыря корчить, собак гонять, бить баклуши, сидеть сложа руки.

Там, где требуется объяснить значение фразеологизмов (упр. 204, 233 и др.), детям помогут рисунки и данные на доске варианты ответов.

Следует помнить, что фразеологизмы неделимы как члены предложения, по отношению к словам в предложении они выступают как единое целое. Это самостоятельная единица языка.

Работая в 1—2 классах с фразеологизмами, пословицами, загадками как устойчивыми сочетаниями слов, учитель может проводить с детьми наблюдение над известными в речи крылатыми словами (образные, меткие выражения).

Много крылатых выражений дают нам басни И. А. Крылова. Полезно порекомендовать детям прочитать басни “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Стрекоза и Муравей”, “Слон и Моська” и обсудить, в каком смысле употребляются в речи крылатые выражения из этих басен.

Из других басен И. А. Крылова можно взять для коллективной работы басни “Чиж и Голубь” и “Осёл и Соловей”. После прочтения первой басни записать на доске: Вперёд чужой беде не смейся, Голубок. Вопрос: это крылатые слова или фразеологизм? Из второй басни записать фразу: Избави Бог и нас от этаких судей. Вопросы: эти слова можно сказать о людях? В чём смысл этого выражения?

Басня — это короткий рассказ, стихотворение. В баснях под видом животных изображаются люди, их недостатки. Поэтому басни имеют иносказательный, переносный смысл.

Можно предложить ученикам на уроках и такие упражнения:

1. Прочитайте. Догадайтесь, каким близким по значению словом можно заменить фразеологизм.

Раз, два и - обчёлся (...). В час по чайной ложке (...). Рукой подать (...). Куры не клюют (...). Повесить нос (...). Кот наплакал (...).

• Спишите. В скобках пишите подходящее слово.

Слова для справок: медленно, грустить, близко, мало, много.

2. Прочитайте фразеологизмы.

Во всю прыть, со всех ног, изо всех сил, сломя голову, во все лопатки (...). И след простыл, и был таков, поминай как звали, только и видели (...). В поте лица, засучив рукава, не покладая рук(...).

• Какие фразеологизмы близки по смыслу? Выберите подходящее значение: усердно трудиться, быстро бежать, исчезнуть.

• Спишите выделенные фразеологизмы. В скобках напишите их значение.

• Подготовьтесь к самодиктовке. Прочитайте на доске объяснение трёх первых фразеологизмов.

• Повторите каждый фразеологизм и его объяснение. Напишите три фразеологизма по памяти, диктуя себе по слогам.

• Проверьте запись.

Упр. 20—106. Помогают глубже понять различия между звуками и буквами, расхождение произношения и написания (применяются элементы транскрипции), роль гласных в словообразовании, смыслоразличительную роль ударения, что такое ударные и безударные слоги, деление слов на слоги, правила переноса слов, правописание заглавной буквы в именах собственных.

Для наблюдения за языковым материалом на новом уровне используются упр. 7—31 рабочей тетради, ч. 1. Особое внимание уделяется фонетической работе: выполнению звуковой записи слова; нахождению слов, в которых букв больше (меньше), чем звуков; слов, в которых одна буква обозначает два звука и др.; а также наблюдению за парными согласными на конце слова и безударными гласными в корне слова.

Попутно для расширения кругозора учащихся и сознательного восприятия учебного материала расшифровывается термин “орфограмма” (упр. 76, ч. 2), с которым в последующих упражнениях связаны правила правописания.

В группу рассматриваемых упражнений включены упражнения на восстановление деформированного текста (упр. 89, 90, ч. 2), включающие и разнообразные грамматические задания. Дополнительно к заданию упр. 87 (ч. 2) можно предложить детям вспомнить названия произведений упомянутых писателей. Затем учитель пишет на доске названия произведений, а ученики записывают их в тетрадях в алфавитном порядке.

Значительное место отведено упражнениям на составление, достраивание, подбор предложений (упр. 1, 7, 14, 16, 17, 64, 72, 84, 101, 104—106 учебника; упр. 1, 4, 5, 8, 10, 11, 12 рабочей тетради) и слов (упр. 69, 77, 83, 86, 94 учебника; упр. 7, 14, 17, 24, 25, 26, 31 рабочей тетради), в том числе по рисункам (упр. 32, 43, 99 учебника).

В дальнейшем тема “Предложение” рассматривается в связи с такими понятиями, как “текст” (упр. 182— 187 учебника, ч. 1; упр. 53, 56 рабочей тетради, ч. 1) и “речь” (упр. 221—223 учебника, ч. 2; упр. 58—60 рабочей тетради, ч. 2), что важно для целостного представления об изучаемом учебном предмете.

В упр. 182—187 дан материал на определение границ предложений. Вначале в одно и то же упражнение включаются предложения с резко различной информацией (упр. 182—186). В упр. 187 даётся связный текст, что осложняет задачу расчленения текста на отдельные предложения.

Упр. 107—146. Способствуют систематизации знаний о буквах, обозначающих мягкость согласных звуков (е, ё, и, ю, я, ь).

Главное внимание следует сосредоточить на различении твёрдых и мягких согласных звуков. Наряду с этим следует обратить внимание учащихся на функции йотированных гласных (обозначают мягкость согласных, могут обозначать два звука).

Случаи обозначения двух звуков, сопровождаемые выводом с транскрипцией (звуковое значение йотированных букв), рассматриваются в упр. 131.

Кроме того, внимание учеников обращается на случаи мягкости согласных без обозначения мягким знаком (упр. 121). Этот материал важен для предупреждения орфографических ошибок. Слова типа здесь, стена, винтик, кончик, гонщик и т. п. следует включать в различные диктанты при изучении правописания мягких согласных.

Для закрепления и углубления знаний по данной теме можно использовать упр. упр. 32—36 рабочей тетради.

В число различных упражнений по рассматриваемой теме входят несколько упражнений на группировку (упражнения со звёздочкой в учебнике и тетради). Они важны как для развития мышления учащихся, так и для усвоения знаний и навыков. Также выполнение упражнений на группировку помогает систематизации материала, выявлению уровня его усвоения учащимися, обеспечивает возможность диагностики и оценки индивидуального продвижения и развития школьников.

Упр. 147—158. Помогают понять назначение разделительных ь и ъ. Основное внимание нужно сосредоточить на мягкости — твёрдости согласных при выборе разделительного знака, а также на слитности — раздельности произношения согласного в сочетании с йотированными гласными или буквой й. Раздельность произношения показывается в транскрипции (наличие звука [й’]).

Упр. 37—45 рабочей тетради дают возможность учащимся ещё раз сравнить работу мягкого знака в разном качестве — в качестве показателя мягкости согласного звука и в качестве разделителя согласного звука и следующего за ним звука [й’].

Упр. 159—181. Дан материал на правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн. В этот ряд упражнений включены задания на пройденный материал: найти главные члены предложения, составить предложения, рассказ, придумать заглавие, среди данных слов указать слова с разделительными ь и ъ, указать буквы, обозначающие два звука, разделить слова на слоги и т. д.

Таким образом, упражняясь в правописании буквосочетаний, написание которых нужно запомнить, ученики должны оперировать ранее изученным материалом по многим другим вопросам. Такой подход способствует закреплению (повторению) и выработке умения с разных сторон анализировать учебный материал, умения видеть его особенности.

В качестве дополнительного материала по данной теме можно использовать упр. 46—52 рабочей тетради.

Упр. 182—194. Направлены на общее ознакомление с построением текста. Есть задания на выделение в тексте частей (абзац или красная строка), определение их содержания, выбор заголовков к частям или к тексту в целом из предложенных, деление текста на части по данному плану, составление текста по картинкам и вопросам к ним (упр. 188, 190—194 учебника, упр. 53, 55—56 рабочей тетради). Кроме того, материал упражнений даёт возможность применить сведения о диалоге и монологе (упр. 188, 189, 191 учебника, упр. 54 рабочей тетради).

Упр. 195—204. Упражнения этой группы возвращают учащихся к сведениям о видах предложений по цели высказывания и интонации. Следует особо обратить внимание на то, что повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в определённом контексте могут быть восклицательными.

В большинстве упражнений работа по различению предложений проводится на текстовом материале. Поэтому есть возможность продолжать работу по анализу текста (как в упр. 182—194 учебника, упр. 57, 58 рабочей тетради) и в то же время проводить наблюдения за тем, из каких предложений состоит описание, выделять и характеризовать отдельные предложения (упр. 197—199, 201, 202 учебника, упр. 60 рабочей тетради), изменять интонацию предложений (упр. 203), объяснять фразеологизмы (упр. 204).

Упр. 205—241. Во 2 классе начинается более основательное по сравнению с 1 классом изучение имени существительного: грамматическое определение существительного как части речи, категории рода и числа, одушевлённости — неодушевлённости, имена собственные как существительные. Большое внимание уделяется самостоятельному подбору учащимися имён существительных в разнообразных упражнениях (упр. 207, 209, 210, 214— 218, 237), нахождению существительных в словосочетаниях (упр. 223, 234), а также среди других частей речи (упр. 212, 221, 224, 230, 233, 236), группировке существительных (упр. 222, 235, 238, 239).

Упр. 61—69 рабочей тетради нацеливают учащихся на осмысление категорий имени существительного: рода, числа; способствуют развитию умения распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; подготавливают к выполнению в будущем морфологического разбора имени существительного.

Упр. 205—223. Основной способ работы с существительными в этих упражнениях — подстановка вопросов: что? кто?, а также выяснение семантики по группам существительных. Существительные семантически разнообразны: конкретные предметы (тетрадь, стол), живые существа (девочка, ёж, моряк), явления природы (мороз, град, буря), события (матч, концерт, праздник), качества (голубизна, доброта, смелость), действия (бег, ходьба, переправа), состояния (радость, бодрость, болезнь) и т. п. Для полноценного формирования понятия в учебный материал включён разнообразный по семантике спектр значений предметности — от конкретных до отвлечённых, абстрактных значений. При характеристике имён существительных рекомендуйте детям указывать, какова именно семантика данного слова (в каком значении выступает предмет).

Упр. 212, 221, 224. Подобные упражнения очень полезны. Существительные даны вперемешку с глаголами и прилагательными, с которыми ученикам ещё предстоит познакомиться. Термины “глагол” и “прилагательное” пока не нужно употреблять, а важно только обозначить существительное как часть речи с предметным значением.

При выполнении упражнений следует по возможности привлекать ранее полученные знания. Так, в упр. 221 можно провести наблюдение за произношением согласных перед разделительным ь и этих же согласных в данных словах. В чём различие?

В конце рабочей тетради имеются проверочные задания, которые можно использовать в качестве диагностических на предмет изученности школьниками тем первого полугодия.






Для любых предложений по сайту: [email protected]