Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Принципы русской орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне слова - ОРФОГРАФИЯ
Цели: познакомить учащихся с основными принципами русской орфографии; повторить и обобщить правила, касающиеся безударных гласных в корне слова (проверяемые гласные, гласные в чередующихся корнях); отработать навыки “узнавания орфограммы”, условий ее выбора, правильного ее графического обозначения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Несколько человек работают у доски, выполняя словообразовательный анализ слов из домашнего упражнения. Одновременно учитель дает задание остальным ученикам: выполнить морфемный и словообразовательный разбор слов ледокол, беспощадный, сконфузиться.
II. Работа по теме урока
1. Слово учителя.
Сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила. (Ученики слушают и записывают основные положения лекции учителя.)
Основной принцип орфографии, морфологический, заключается в единообразном написании морфем. Что это значит? В слове вода первый гласный звук произносится близко к [а]. В форме слова воды четко слышится уже не [а], а [о]. Однако в обоих случаях пишется все-таки о. Давайте представим себе, что было бы, если бы мы писали слова так, как они слышались. Стихотворение, предлагаемое вашему вниманию, детское, но именно по нему мы можем понять суть основного принципа орфографии.
Грустные вести
Пришло письмо мне,
Гляжу-
Из лагеря, от Мишки...
“Здесь чудный лук, и я лижу”, -
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит плут.
Читаю дальше:
“Здесь лиса, красивый длинный прут”, -
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
“Когда отряд идет в поход, я запиваю песни.
На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен”.
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен!
Вернется - надо подлечить:
Заставить правила учить.
Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут писаться нами единообразно, несмотря на то что звуки в них могут стоять не только в сильных, но и в слабых позициях, то непонимания не возникнет.
Кроме морфологического существуют и другие принципы русской орфографии. Так, в ряде случаев действует принцип фонетический. Обратите внимание на эту пару слов: расписывать и роспись. В приставке в безударном положении слышится звук, близкий к [а], и пишется буква “а”. В положении же под ударением мы четко слышим звук [о] и пишем букву “о”. А теперь посмотрите на слова рассказывать и разбрызгивать. В первом случае мы написали на конце приставки букву с, а во втором — з. Все зависит от того, какой звук идет после приставки. Если глухой — мы пишем букву с, если звонкий согласный или гласный — пишем букву з.
В некоторых случаях действует принцип традиционный: написание целого ряда слов мы не можем объяснить ничем другим, кроме истории. С традиционным принципом орфографии вы чаще всего сталкиваетесь тогда, когда имеете дело со словарными словами. Вы не можете, например, проверить написание безударных гласных в слове винегрет: вам приходится запоминать, как это слово пишется. Конечно, во многих случаях вы сможете объяснить написание слова, обратившись к этимологическому словарю, но чаще всего мы все-таки запоминаем правильное написание слова.
В русской орфографии существует и дифференцирующий принцип. Он действует применительно к словам, которые имеют одинаковое звучание, но разное значение. Например, компания и кампания — два слова, одинаково звучащие, но различающиеся по значению: компания — это группа лиц, проводящих время вместе, а кампания — это масштабная работа, проводимая в определенный период для осуществления важной общественной задачи. На письме эти слова различаются в соответствии с дифференцирующим принципом русской орфографии.
Фонетический, традиционный и дифференцирующий принципы орфографии, по большому счету, являются отступлениями от основного — морфологического, на котором основано большинство орфографических правил. Всего мы сформулировали пять принципов русской орфографии.
Сегодня на уроке мы вспомним орфографические правила, касающиеся безударных гласных в корне слова.
2. Работа с правилом: проверяемые безударные гласные в корне слова.
Учитель должен акцентировать внимание учащихся на том, что безударную гласную в корне слова, как правило, нельзя проверять формами глагола несовершенного вида на -ыва(ть) /-ива(ть), потому что в них обычно происходят чередования в корнях, например: просочиться — просачиваться (о/а). Если безударную гласную в слове просочиться мы проверим глаголом просачиваться, то допустим грубую ошибку.
Задание: выбрать проверочное слово для слова с орфограммой.
Оп..здание (опаздывать или поздно), выраб..тка (вырабатывать или работник), выкр..йка (выкраивать или раскройщик), стр..итель (стройка или отстраивать), настр..ение (настраивать, настрой).
3. Работа с правилом: корни с чередующимися гласными.
Корней, в которых чередуются гласные, довольно много. Самое трудное во всех правилах на чередующиеся гласные в корне слова — правильно сориентироваться в условиях выбора орфограммы. Сделать это непросто: правописание одних гласных зависит от ударения, правописание других — от суффикса после корня, третьих — от значения корня. Но если обобщить все эти многочисленные правила, то окажется, что все не так и сложно: правила правописания чередующихся гласных в корнях можно свести всего к четырем.
(На основе всех правил учитель вместе с учениками составляет таблицу “Корни с чередующимися гласными”.
Материал закрепляется с помощью упражнений.)
Таблица 5
Корни с чередующимися гласными
Условие выбора орфограммы |
Корин с этой орфограммой |
Правило |
Примеры |
Исключения |
Выбор гласной зависит от ударения |
-гар-/-гор- (а/о) |
Под ударением пишем а, а без ударения — о |
Гореть, но загар |
|
-зар-/-зор- (а/о) |
Под ударением пишем о, а без ударения - а(т. е. в соответствии с произношением) |
Заря, но зори |
Зоревать |
|
-плав-/-плов- (а/о) |
В безударном положении преимущественно пишется а |
Поплавок |
Пловец, пловчиха; плывун (в соответствии с произношением) |
|
-клан-/-клон– (а/о) |
В безударном положении пишется о, а под ударением — а или о в соответствии с произношением |
поклониться, но кланяться, поклон |
||
-твар-/-твор- (а/о) |
В безударном положении пишется о, а под ударением а или о в соответствии с произношением |
Затворить, но затвор, тварь |
Утварь |
|
Выбор гласной зависит от суффикса, следующего за корнем |
-бир-/-бер-, -блист -/-блеет-, -дир-/-дер-, -жиг-/-жег-, -мир-/-мер-, -пир-/-пер-, -стил-/-стел-, -тир-/-тер, -чит-/-чет- (и/е) |
Если следом идет суффикс -а-, то пишется и, в остальных случаях пишется е |
Стирать — стереть |
Сочетать, сочетание |
Корни с сочетанием -ин-, -им-/а, я |
Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишем им, ин. Если нет суффикса -а-, то в корне пишем а или я |
Сжимать, но сжать; занимать, но занять |
- |
|
-кас-/-кос-, -лаг-/-лож- (а/о) |
Если за корнем следует суффикс -а-, то пишется а, в остальных случаях — о |
Касаться, но коснуться, излагать, но изложение |
- |
|
Выбор гласной зависит от конечной согласной корня |
-рост-, -ращ-/-рост- (а/о) |
Перед cт и щ пишется а, в остальных случаях — о |
Расти, ращение, но росла |
Рост, росток, ростовщик, выростковый, отрасль, Ростов, Ростислав |
Выбор гласной зависит от значения слова |
-мок-/-мак- (о/а) |
а пишется в словах со значением “погрузить в жидкость”, о пишется в словах со значением “пропускать жидкость” |
Обмакивать (погружать в жидкость), но намокать (пропускать жидкость) |
- |
-равн-/-ровн- |
а пишется в словах со значением “равный (одинаковый)”, а о — в словах со значением “ровный, гладкий, прямой” |
Сравнивать, но сровнять |
Равнина (несмотря на значение “ровная местность”); ровесник (несмотря на значение “равный по возрасту”; поровну (несмотря на значение “одинаково”); уровень |
Примечание. Ход урока на этом этапе можно варьировать. Учитель с учащимися может составить не одну, а четыре таблицы на тему “Чередующиеся гласные в корне”. Обобщив знания о первом блоке правил (чередование гласной зависит от ударения), учащиеся могут выполнить первый блок упражнений, рассмотрев второй блок правил — второй блок упражнений и т. д. Если же учащиеся хорошо знают материал и прекрасно в нем ориентируются, то часть урока можно посвятить составлению целой таблицы, а оставшуюся часть — закреплению всех повторенных и обобщенных орфограмм.
Виды заданий по всем четырем блокам темы “Чередующиеся гласные в корне”:
1) выбор гласной зависит от ударения — упражнения 101, 102 (с. 70-71);
2) выбор гласной зависит от суффикса — упражнения 98, 99, 100 (с. 68-70);
3) выбор гласной зависит от конечной согласной корня — упражнение 103 (с. 71—72);
4) выбор гласной зависит от значения корня — упражнения 104, 105 (с. 73).
Примечание. Объем этих упражнений довольно велик, поэтому учитель может дать их на выбор, в зависимости от количества оставшегося времени.
III. Итог урока
Резюме урока. Оценка работы учащихся.
Домашнее задание
1. Установить, какому принципу орфографии подчиняется каждое из рассмотренных на уроке правил.
2. Упражнение 107 (с. 74).
3. § 21, 22.