Гласные после шипящих - ОРФОГРАФИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Гласные после шипящих - ОРФОГРАФИЯ

Цели: обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих в разных морфемах (корни, суффиксы, окончания); отрабатывать навыки “узнавания” орфограммы, условий ее выбора, графического обозначения; учить учащихся видеть нюансы лексического значения слова.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Орфограммы из домашнего упражнения объясняются учащимися по цепочке или по выбору учителя. Одновременно несколько

человек работают с карточками. Общее задание к каждой карточке состоит в следующем. Вставьте пропущенные буквы. Укажите условия выбора орфограммы (к словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочное слово, к словам с чередующимися гласными в корне укажите условия выбора орфограммы).

Карточка 1

Скл..нение существительных, прид..раться по пустякам, вым..кнуть под д..ждем, сильно встр..хнуть, газовая г..релка, р..шить уравнение, почтенный возр..ст, ок..заться рядом, глубокое впеч..тление, прол..гать путь, п..тно на одежде, прот..реть зерк..ло.

Карточка 2

Отл..жить все д..ла, испуганно см..лкать, соб..рательный образ, быстро прибл..жаться, легко угов..рить, неприк..сновенный запас, прозрачно нам..кать, широкая р..внина, пром..кательная бумага, сг..реть со стыда, хорошее нач..нание, острый пл..вник.

Карточка 3

Прекл..няться перед талантом, знаменитый п..вец, предл..жить погулять, р..вноправные партнеры, сл..гка заг..реть, загл..нуть к друзьям, пож..нать пл..ды, м..кать сухари в мол..ко, ст..н..виться взрослым, начинающие пл..вцы, серьезные оп..сения, выр..сли в саду.

Карточка 4

Отр..сль промышленности, ср..внение вел..чин, тв..рить д..бро, пол..жительный момент, зар..внять участок, непром..каемый плащ.., в..селая з..рница, покл..ниться з..мле-матушке, проск..чить во двор, х..роший з..гар, распл..вить металл.

II. Работа по теме урока

1. Введение в проблему.

Учащимся раздаются листы с упражнением.

1. а) Расч..ска с редкими зубьями, ч..рствый хлеб, тонкая беч..вка, ж..сткий характер, частая реш..тка, звонкая пощ..чина, шелковистая ш..рстка, ч..рный цвет, ж..лчный человек, ж..луди на земле, ч..порная дама, зач..ет по географии, спелый крыж..вник, тихий ш..рох;

б) горький ш..колад, играть на бандж.., недавно проложенное ш..ссе, искусный ж..нглер.

2. а) Старый сундуч..к, старая одеж..нка, озорной мальч..нка;

б) камыш..вый кот, холщ..вый мешок, плюш..вый мишка, моч..ные яблоки, испеч..нный пирог;

в) в комнате было свеж.., говорить общ.., проверить ещ.. раз.

3. а) Ковш..м, гараж..м, товарищ..м, плеч..м, сторож..м, левш..й, ловкач..м, шалаш..м;

б) стриж..т, печ..шь, береж..т;

в) рыж..го, колюч..го, горюч..го, лучш..го, чуж..го*.

Для начала учитель предлагает ученикам просмотреть текст упражнения и определить, почему его материал разделен на три группы (а внутри групп еще на несколько частей). Делается вывод о том, что орфограммы, связанные с правописанием гласных после шипящих, сосредоточены в корнях, суффиксах, а также окончаниях слов разных частей речи.

Далее учащиеся определяют правило, которому подчиняется каждая группа слов в упражнении, и выполняют упражнение.

Материал упражнения дает возможность обобщить материал по теме. Для закрепления знаний учитель может предложить учащимся самостоятельно разработать таблицу, в которой в систематизированном виде будут представлены все правила правописания гласных после шипящих и ц в морфемах слов разных частей речи.

Таблица 6

Буквы о, е, ё после шипящих

Примечание. Правописание гласных о, ё после шипящих зависит в первую очередь от того, в какой части слова находится гласная — в корне, суффиксе или окончании

Буквы е, ё, о после шипящих в корнях слов

Пишется ё

Примеры

Пишется о

Примеры

Под ударением, если в форме того же слова или в однокоренных словах есть чередование с е

Шёпот — шептать,

чёлка — чело

Если нет чередования с е

Шорох (слово “шероховатый” не является родственным, а имеет омонимичный корень),

крыжовник,

чопорный,

шорты

Примечание. В некоторых случаях употребление о или ё зависит от части речи слова: так, в корнях -жёг-/-жог- ё пишется в глаголах и причастиях, а о — в существительных. Например, ожёг (что сделал?) руку, но сильный ожог (что?)

Буквы о, е, ё после шипящих в суффиксах

1. Имя существительное

Пишется е

Примеры

Пишется о

Примеры

В безударном положении

Доч-еньк-а

Под ударением

Книж-онк-а,

мыш-онок,

друж-ок

Примечание. Правило не действует:

1) в суффиксах существительных, образованных от глаголов, пишется ё (ночёвка от ночевать);

2) в суффиксе -ёр- всегда пишется ё (дирижёр, стажёр, коммивояжёр);

3) в суффиксах существительных в форме род. п. мн. ч. пишется о, которое является беглым (княжон — княжна): о в этих случаях входит в состав суффикса, а окончание нулевое

2. Имя прилагательное

Пишется е

Примеры

Пишется о

Примеры

В безударном положении

Плюш-ев-ый,

беж-ев-ый

Под ударением

Еж-ов-ый,

парч-ов-ый

Примечание. В суффиксе -ен- кратких прилагательных пишется е (вечен — вечный)

3. Наречие

Пишется е

Примеры

Пишется о

Примеры

В безударном положении

Певуч-е

Под ударением

Общ-о

Примечание. В наречии “ещё” под ударением пишется ё

4. Полные и краткие страдательные причастия, отглагольные прилагательные

Пишется ё

Примеры

Пишется е

Примеры

Под ударением

сгущ-енн-ый,

туш-ён-ый,

реш-ён

В безударном положении

потуш-ен,

краш-ен-ый

Буквы о, е, ё после шипящих в окончаниях

1. Существительное и прилагательное

Пишется о

Примеры

Пишется е

Примеры

Под ударением

Плащ-ом,

чуж-ого

В безударном положении

Товарищ-ем,

свеж-его

2. Глагол

Пишется ё

Примеры

Под ударением

Печ-ёшь,

теч-ёт

3. Местоимение

Пишется ё

Примеры

В формах пр. п. местоимения что

О чём






Примечание. Для ускорения работы учитель может предложить ученикам распечатанную шапку таблицы, в которую ученики впишут правила.

2. Выборочный диктант.

Учитель читает стихотворение “Арбатский дворик” Б. Окуджавы. Определяется главная мысль стихотворения.

Во время второго прочтения ученики записывают в тетрадях не весь текст, а только слова, которые содержат в себе изучаемую на уроке орфограмму. Учащиеся должны графически обозначить условия выбора орфограммы: поставить, где это необходимо, ударение, выделить морфему, в которой обнаружена орфограмма.

Арбатский дворик

...А годы проходят, как песни.

Иначе на мир я гляжу.

Во дворике этом мне тесно,

И я из него ухожу.

Ни почестей и ни богатства

Для дальних дорог не прошу,

Но маленький дворик арбатский

С собой уношу, уношу.

В мешке вещевом и заплечном

Лежит в уголке небольшой

Не слывший, как я, безупречным

Тот двор с человечьей душой.

Сильнее я с ним и добрее.

Что нужно еще?

Ничего.

Я руки озябшие грею

О теплые камни его.

Учащиеся должны выписать следующие слова: вещ-ев-ом (прил.), небольш-ой (прил.), душ-ой (сущ.), ещё (нареч., искл.).

III. Итог урока


* При составлении задания частично использовались материалы учебника: Бунеев Р. Н. и др. Русский язык. 10-й класс: Учебник для общеобразоват. и профильн. гуманит. уровней. М.: Баласс, 2006.






Для любых предложений по сайту: [email protected]