Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Простое предложение - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Цели: повторить виды простых предложений; вспомнить синтаксический анализ предложения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Учащиеся читают самостоятельно составленные предложения и анализируют их.
II. Словарная разминка
— Запишите слова, объясните орфограммы.
Ни зги не видно, затмевать, свиной, размежевывать, трансъяпонский, сверхиндустриализация, предымпрессионистский, панцирь, реквием, силуэт, ожог легких, ожег легкие, сочетание, пунктуационный, грамматика, стелющиеся растения, вследствие наводнения, нежданно-негаданно, новоиспеченный, на рысях, наотмашь, сельскохозяйственный, юннат, теракт, продюсер.
— Графически выделите орфограммы, объясните лексическое значение слов.
III. Работа по теме урока
Чтение § 70-73, 75, 76, 78.
Составление таблицы “Виды предложений”.
Таблица 29
Виды предложений
№ |
Структурно-коммуникативные характеристики предложения |
Виды предложений по заданным характеристикам |
1 |
По цели высказывания |
Повествовательные, вопросительные, побудительные |
2 |
По эмоциональной окраске |
Восклицательные, невосклицательные |
3 |
По форме отрицания или утверждения |
Утвердительные, отрицательные |
4 |
По наличию грамматической основы |
Простые, сложные |
5 |
По строению грамматической основы |
Односоставные, двусоставные |
6 |
По наличию второстепенных членов |
Распространенные, нераспространенные |
7 |
По замещенности синтаксических позиций |
Полные, неполные |
8 |
По наличию осложняющих конструкций |
Осложненные, неосложненные |
Упражнения 366, 369, 371 выполняются устно.
IV. Повторение темы “Односоставные предложения”
Чтение теоретического материала на с. 250.
V. Закрепление
— Выполните следующие задания в тетрадях.
1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тип односоставных предложений:
Жгучим морозом оп..ляет лицо. Словно песня мне слыш..тся детство. Идешь по лесу переб..ра..шь в голове слово за словом и так их пр..кин..шь и эдак. Откуда они вз..лись? А бывает так что найдешь слову об..яснение и радуешься. Не сразу иду н..как н..оторвусь от чудес..ных страниц поэзии. Легко и радостно на душе.
2. Преобразуйте написанное, придав изображенным действиям обобщенный характер.
Для отдыха лучшего места не найду. Летом в лесу просто теряюсь от обилия и разнообразия цветов. Сколько наслаждения получаю от стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
3. Определите тип односоставных предложений (предложения не списывать).
а) Глухо стучит в груди.
б) Любуешься задумчивыми соснами.
в) Спой, светик, не стыдись!
г) Очень важно жить большими интересами.
д) Здесь учат плаванию.
е) Лежа хлеба не добудешь.
4. Найдите в предложении грамматическую основу. Определите тип предложения по наличию главных членов.
Удары, лязг, выстрелы, вопли, плеск воды, разрывы ручных гранат (А. Толстой).
— Дайте определение предложений, в которых главным членом является подлежащее. Приведите примеры.
— Какую стилистическую роль играют назывные предложения? В каком стиле речи они широко используются?
VI. Итог урока
Домашнее задание
1. Подготовиться к устному опросу. Составить план устного ответа.
2. Упражнение 372.