Простое предложение - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Простое предложение - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Цели: повторить виды простых предложений; вспомнить синтаксический анализ предложения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают самостоятельно составленные предложения и анализируют их.

II. Словарная разминка

— Запишите слова, объясните орфограммы.

Ни зги не видно, затмевать, свиной, размежевывать, трансъяпонский, сверхиндустриализация, предымпрессионистский, панцирь, реквием, силуэт, ожог легких, ожег легкие, сочетание, пунктуационный, грамматика, стелющиеся растения, вследствие наводнения, нежданно-негаданно, новоиспеченный, на рысях, наотмашь, сельскохозяйственный, юннат, теракт, продюсер.

— Графически выделите орфограммы, объясните лексическое значение слов.

III. Работа по теме урока

Чтение § 70-73, 75, 76, 78.

Составление таблицы “Виды предложений”.

Таблица 29

Виды предложений

Структурно-коммуникативные характеристики предложения

Виды предложений по заданным характеристикам

1

По цели высказывания

Повествовательные, вопросительные, побудительные

2

По эмоциональной окраске

Восклицательные, невосклицательные

3

По форме отрицания или утверждения

Утвердительные, отрицательные

4

По наличию грамматической основы

Простые, сложные

5

По строению грамматической основы

Односоставные, двусоставные

6

По наличию второстепенных членов

Распространенные, нераспространенные

7

По замещенности синтаксических позиций

Полные, неполные

8

По наличию осложняющих конструкций

Осложненные, неосложненные

Упражнения 366, 369, 371 выполняются устно.

IV. Повторение темы “Односоставные предложения”

Чтение теоретического материала на с. 250.

V. Закрепление

— Выполните следующие задания в тетрадях.

1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тип односоставных предложений:

Жгучим морозом оп..ляет лицо. Словно песня мне слыш..тся детство. Идешь по лесу переб..ра..шь в голове слово за словом и так их пр..кин..шь и эдак. Откуда они вз..лись? А бывает так что найдешь слову об..яснение и радуешься. Не сразу иду н..как н..оторвусь от чудес..ных страниц поэзии. Легко и радостно на душе.

2. Преобразуйте написанное, придав изображенным действиям обобщенный характер.

Для отдыха лучшего места не найду. Летом в лесу просто теряюсь от обилия и разнообразия цветов. Сколько наслаждения получаю от стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

3. Определите тип односоставных предложений (предложения не списывать).

а) Глухо стучит в груди.

б) Любуешься задумчивыми соснами.

в) Спой, светик, не стыдись!

г) Очень важно жить большими интересами.

д) Здесь учат плаванию.

е) Лежа хлеба не добудешь.

4. Найдите в предложении грамматическую основу. Определите тип предложения по наличию главных членов.

Удары, лязг, выстрелы, вопли, плеск воды, разрывы ручных гранат (А. Толстой).

— Дайте определение предложений, в которых главным членом является подлежащее. Приведите примеры.

— Какую стилистическую роль играют назывные предложения? В каком стиле речи они широко используются?

VI. Итог урока

Домашнее задание

1. Подготовиться к устному опросу. Составить план устного ответа.

2. Упражнение 372.






Для любых предложений по сайту: [email protected]