Понятие о сложном предложении - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Понятие о сложном предложении - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: повторить характеристики сложного предложения; вспомнить условия постановки знаков препинания в союзном сложном предложении.

Ход урока

I. Орфографическая разминка на тему “Правописание удвоенных согласных”

Апелляция, аннулировать, аннотация, аттестация, аттракцион, баррикада, беллетристика, бюллетень, беззаконие, бескомпромиссный, интеллигентный, конфетти, параллелепипед, параллелограмм, транссибирский.

II. Работа по теме

1. Выполнение заданий.

1. Закончите предложения.

Подул ветер, и...

Подул ветер и...

— Объясните, в чем разница между получившимися предложениями. (В первом предложении союз связывает части сложносочиненного предложения (ССП), а во втором — однородные члены предложения.)

2. Чем простые предложения отличаются от сложных? Приведите примеры простых и сложных предложений. При помощи чего связываются части сложного предложения?

3. Преобразуйте текст, сделав из каждого простого предложения сложные (используйте союзы и, но, а, потому что, так как и др. для связи частей сложных предложений). (Задание выполняется в тетрадях.)

Лес дает приют для зверей и птиц. Жители окрестных сел собирают в лесу много грибов и ягод. Особенно большой урон наносят лесу пожары. Нужно беречь лес!

4. Составьте в тетрадях сложные предложения, соответствующие схемам.

а) [ ], чтобы ( ).

б) [ ], но [ ].

В) [ ], если ( ).

2. Работа с учебником.

Чтение § 94, выполнение упражнения 465.

III. Закрепление материала

Задание: записать предложения, выделить грамматическую основу; построить схемы сложных предложений.

В полдень солнце уже горело изрядно, и от влажной земли ощутимой волной поднимались густые испарения. Они насыщали собой воздух, яркими искрами оседали на пушистых соцветиях верб, на крохотных, еще сморщенных листьях берез.

Березняк еще не зеленел, но уже был весь в намеках на ярко- зеленый цвет, который вот-вот прорвется из клейких темно- коричневых почек и охватит всю крону деревьев.

IV. Итог урока

Домашнее задание

1. § 94.

2. Выписать из печатных СМИ примеры сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, выделить грамматические основы, средство связи, построить схемы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]