Классификация сложных предложений. Пунктуация в сложносочиненном предложении - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Классификация сложных предложений. Пунктуация в сложносочиненном предложении - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: повторить классификацию сложных предложений (схема 10); повторить постановку знаков препинания в союзных сложных предложениях.

Схема 10

Классификация сложных предложений

Ход урока

I. Лексическая разминка

— Из предложенного списка выберите слова, восходящие к именам собственным.

Кольт, комбинат, колония, гастарбайтер, детектор, иезуит, бостон, панама, унисон, тюфяк, сэндвич, садизм, маньяк, рецепт, мичман, мансарда, лямблия, бойкот, бой-френд, бикини, бедлам, батист, батик, эрудит, эскалоп.

(Ответы учащиеся обсуждают вместе с учителем.)

Кольт (по фамилии конструктора Сэмюэля Кольта);

иезуит (от лат. Jesus — Иисус);

бостон (по названию города Бостон в США);

панама (по названию государства Панама в Центральной Америке);

сэндвич (по имени лорда Сэндвича, придумавшего эту разновидность бутерброда, для того чтобы можно было есть, не прерывая карточной игры);

садизм (по фамилии французского писателя де Сада, в романах которого описывается это явление);

мансарда (по фамилии французского архитектора Ф. Мансара);

лямблия (по фамилии чешского врача В. Ламбла);

бойкот (по фамилии управляющего имением Ч. Бойкота, по отношению к которому была впервые применена данная мера);

бикини (по названию атолла Бикини в Тихом океане, где в 1946 и 1954 гг. США проводили испытания атомного и водородного оружия; название возникло из сравнения эффекта, производимого одетой в такой купальник женщиной, со взрывом атомной бомбы);

батист (по имени фламандского ткача XIII в. Ф. Батиста);

бедлам (искаженное название города Вифлеема; по названию дома для умалишенных в Лондоне, первоначально — больницы имени Марии Вифлеемской).

II. Работа по теме урока

1. Составление схемы. Беседа по вопросам.

(Учитель обращается к схеме 10, учащиеся вспоминают принципы деления сложных предложений на разные группы. Чтение § 95.)

— По какому принципу сложные предложения делятся на сложносочиненные (ССП) и сложноподчиненные (СПП)?

— На какие группы делятся ССП? От чего зависят смысловые отношения в ССП?

— В чем разница между союзами и союзными словами?

2. Знаки препинания в ССП.

— Какие знаки могут отделять части ССП? (Запятая, точка с запятой, тире, отсутствие знака при наличии общего второстепенного члена.)

(Учащиеся записывают предложения и комментируют условия выбора нужного знака препинания в сложносочиненном предложении.)

1. День безветренный, но морозец крепкий, январский.

2. Свежеет ветер, меркнет ночь, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит, то прянет, то отхлынет прочь.

3. Мать доказывала необходимость работы, но Павел заупрямился, и она согласилась.

4. С колесницы пал Дадон, охнул раз - и умер он.

5. Холодный ветер нес над городом, над всей донецкой степью тяжелые темные тучи, и их тоже не видно было, но слышно было, как они шуршат, обгоняя и задевая одна другую влажными боками.

(Выполнение упражнения 475.)

III. Итог урока

Домашнее задание

1. § 95.

2. Упражнение 471 или 472.






Для любых предложений по сайту: [email protected]