Обособленные определения

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Обособленные определения

Цели: обобщить знания учащихся об обособленных членах предложения; формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных членах.

Ход урока

I. Актуализация знаний

- Дайте понятие обособленных членов предложения. (Это такие, члены предложения, значение которых особо подчеркивается говорящим с помощью интонаций обособления и выделительных пауз. Обособленные члены содержат дополнительную информацию. Они могут быть как одиночными, так и распространенными.)

- Что называется определением?

- Какие типы определений вы знаете? (Согласованные и несогласованные.)

- Какие называются согласованными?

- Какие называются несогласованными?

- Дайте определение распространенных и нераспространенных определений.

- Назовите правила обособления одиночных определений.


II. Анализ предложений

Определить роль обособленных определений в предложении.

Несколько десятков миллионов людей, здоровых и наиболее трудоспособных, оторваны от великого дела земли - и посланы убивать друг друга. (М. Горький)

(Определения, выраженные однородными согласованными определениями, стоящими после определяемого существительного. Предложение осложнено уточняющим членом, выделяется тире.)

Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжить свое восхождение. Взъерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный. (Л. Толстой)

(Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, обособляются, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.)

- Замените определительный оборот оборотом со словом будучи. (Будучи усталыми до последней степени...)

Вывод. Для проверки наличия обстоятельственного значения используется замена определительного оборота оборотом со словом будучи. При возможности такой замены можно говорить о наличии обстоятельственного значения, что дает основание для обособления.

Низенький, коренастый, он обладал страшною силою в руках. (М. Горький) Он повернулся и ушел, а я, растерянный, остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи. (К. Паустовский)

(Определения, относящиеся к личному местоимению, обособляются независимо от степени их распространенности и местоположения.)

До шалаша мы добежали промокшие насквозь. (К. Паустовский) Он выходит из задних комнат уже окончательно расстроенный. (И. Гончаров)

(Не обособляются определения при личном местоимении, так как определение по смыслу связано не только с подлежащим - местоимением, но и со сказуемым.)

Ах ты глупенький! О я несчастный!

(Не обособляется определение при личном местоимении в подобных восклицательных предложениях.)

Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате. (А. Чехов) Мне навстречу, чистые и ясные, словно обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун... (И. Тургенев)

(Распространенные или одиночные определения обособляются, если они отделены от, определяемого существительного другими членами предложения, независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова.)

Даша ждала всего, но только не этой повинно и покорно склоненной головы. (А. Н. Толстой) Все смеющееся, веселое, отмеченное печатью юмора было ему мало доступно. (В. Короленко)

(Определительный оборот, стоящий после определительных, указательных и притяжательных местоимений, тесно примыкает к ним, поэтому запятой не отделяется.)

Все, связанное с именем твоим, до сих пор продолжает волновать мою душу.

(В этом предложении определительный оборот имеет характер пояснения, уточнения, поэтому обособляется: все (а именно что?))

Вывод. Стилистическая роль обособленных определений, выраженных причастным оборотом, состоит в том, что они придают высказыванию книжный характер. Но при употреблении причастных оборотов следует учитывать грамматические особенности, свойственные причастию как глагольной форме.


III. Тренировочные задания

- Исправьте предложения, объясните причину ошибки.

Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку. (Причастия не могут иметь форму будущего времени.)

Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление. (Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое - в форме прошедшего. В предложении есть речевой штамп «произвести глубокое впечатление».)

Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна. (Нарушен порядок слов, поэтому смысл неясен.)

Сочинение надо было написать на тему, которую каждый учащийся мог выбрать из списка, который предложил учитель.

(Причастный оборот дает возможность устранить повторение союзного слова и избежать речевой ошибки.)

Выписать первый и второй абзацы из упр. 243. Определить стилистическое назначение причастий и прилагательных в тексте. Выполнить синтаксический разбор предложения второго абзаца. (Прилагательные, причастия в тексте придают легкость и благозвучие.)


IV. Итоги урока

- Дайте понятие обособления.

- Чем различаются согласованные и несогласованные определения?

- В каких случаях определение обособляется? Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных с предлогами, обособляются в том случае, если им придается большая самостоятельность (т. е. когда они дополняют, уточняют представление об известном уже лице или предмете; это обычно бывает, если они относятся к собственному имени или личному местоимению):

1. Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. (Л. Толстой) 2. Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Горький) 3. Элегантный офицер, в фуражке, с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану. (По А. Н. Толстому) Сравните: Больше всех был недоволен задержкой инженер с громовым голосом, в черепаховых очках. (К. Паустовский)

Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, кроме того, обычно обособляются:

а) когда следуют за обособленными определениями, выраженными прилагательными и причастиями:

Мальчик, стриженный, в серой блузе, подал Лаптеву чаю без блюдечка. (А. Чехов);

б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами:

Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскал безопасный угол. (А. Пушкин)


Домашнее задание

1. Выполнить полностью упр. 243.

2. Повторить обособление несогласованных определений, выраженных косвенными падежами существительных с предлогами.

3. Повторить теоретический материал о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.






Для любых предложений по сайту: [email protected]