Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными

Цели: закрепить знания о структуре сложноподчиненных предложений; показать синонимичность придаточных определительных с обособленными оборотами в простом предложении; формировать умение пользоваться этими оборотами в речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Комментированное чтение упр. 243. (Класс оценивает ответы учащегося.)

Индивидуальные задания по карточкам

Карточка 1

Исправьте предложения, объясните причину ошибки.

1. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего в дореволюционное время. 2. Работа была выполнена в течение пяти дней вместо предполагаемых шести. 3. Хорошее впечатление производила прошлогодняя выставка дипломных проектов студентов, ставших инженерами. 4. Указания, полученные от профессора, ассистентом были выполнены.

Ключ к карточке 1:

1. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего в дореволюционное время.

(Смешение времен в причастии. Надо учитывать присущие причастиям категории времени, вида, залога и связанные с ними оттенки значения.)

2. Работа была выполнена в течение пяти дней вместо предполагавшихся шести.

(Причастие в форме настоящего времени здесь не подходит, так как действие, выраженное словом предполагаемых, относится к прошлому, т. е. использована неточная форма причастия.)

3. Хорошее впечатление производила прошлогодняя выставка дипломных проектов студентов, теперь уж инженеров.

(Правка осуществляется с использованием лексического средства, иначе получается, что уже в момент выставки студенты стали инженерами.)

4. Указания, полученные от профессора, ассистент выполнил. (Не учтена связь значения времени в глагольной форме с категорией вида.)


Карточка 2

Перепишите предложения, делая обособленные определения необособленными и, наоборот, необособленные - обособленными.

1. Путешественника, впервые отправляющегося в центральные районы высокого Тянь-Шаня, изумляют прекрасные дороги, проложенные в горах. 2. Наполненные грузом и людьми тяжелые машины взбираются на высокие перевалы, спускаются в глубокие горные долины, поросшие высокой травою. 3. Горный поток, стремительный и бурный, то подмывает дорогу, то теряется в глубоком каменном русле. 4. Дикое, пустынное впечатление производит раскинувшаяся вдоль бурной реки глубокая горная ложбина.


II. Работа по теме урока

Знакомство с теоретическими сведениями и анализ предложений

Причастный оборот и определительная придаточная часть сложноподчиненного предложения могут образовать синонимические конструкции, отсюда - возможность их взаимозамены. В некоторых случаях использование причастного оборота бывает целесообразно, так как способствует сжатости, лаконичности речи, вносит в высказывание (где нужно) элементы книжного стиля, придает особую окраску. В ряде случаев использование причастных оборотов служит основным средством стилистической правки. Это прежде всего способствует устранению скопления союзных слов, которые возникают в неоднородных придаточных частях сложноподчиненного предложения. Рассмотрим на примерах.

На выставке, которая открылась в Москве, показано немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников. (Лучше: На открывшейся недавно в Москве выставке показано... или ... немало картин, свидетельствующих о творческом росте молодых художников.)

Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски. (Иллюстрации, присланные на конкурс, исполнены мастерски.)

Здесь замена придаточной определительной части причастным оборотом производится для устранения двусмысленности, связанной с возможностью двоякого соотнесения союзного слова который с одним из предшествующих существительных.

И деревья, которые шумели у него под окном, и прекрасный вид на реку, открывающийся сверху, - все это умиляло его и наполняло душу чистотой, детской радостью. (Можно перестроить так: И деревья, шумевшие у него под окном, и прекрасный вид на реку, открывающийся сверху, - все это умиляло его...)

Причастный оборот использован для создания параллелизма в структуре предложения.

Многие из тех, которые посетили выставку, были приезжими. (Многие посетившие выставку были приезжими.)

Причастный оборот имеет такие преимущества, как сжатость и краткость.


III. Тренировочные упражнения

1. Упр. 368 (Розенталь Д. Э. Русский язык. 10-11 кл.).

2. Упр. 72. Лекант П. А., Маркелова Т. В. Синтаксис. Синтаксическая синонимия. Пособие для учителей старших классов. - М., 1999.


Домашнее задание

1. Исправить стилистически предложения. Указать характер ошибки.

1. Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 2. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки. 3. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 4. В таком же положении, как и жители Андрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 5. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 6. На появляющиеся в многотиражке заметки, указывающие на непорядки, царящие в сварочном цеху, руководящие работники не обращают внимания. 7. Существовавшее до сих пор положение в области использования электровозов не удовлетворяет уже возросшие требования транспорта. 8. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой прохождения практики и тщательно разработанной специалистами инструкцией.

2. Подготовиться к словарному диктанту по теме «Написание, связанное со спряжением глагола».

3. Повторить материал о приложении и его обособлении.






Для любых предложений по сайту: [email protected]