Обособление обстоятельств

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Обособление обстоятельств

Цели: обобщить знания об обособленных обстоятельствах; формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Предложения записываются на доске. (Остальные учащиеся анализируют, выявляют достоинства, недостатки.)

Письменный опрос по теме урока.

1. Рассказать о правилах обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, существительными с предлогами и наречиями.

2. Рассказать об исключениях из правил обособления обстоятельств.


II. Анализ предложений

Объяснить пунктуацию предложений.

Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей. (М. Лермонтов)

(Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому.)

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

С. Есенин

(Одиночное деепричастие обособляется независимо от места в предложении, если оно сохранило значение глагольности, выступая в функции второстепенного сказуемого и указывая на время действия.)

Там, в темноте, чьи-то глаза смотрели не мигая. (А. Н. Толстой) (Наречное значение, т. к. утратило значение глагольности, в предложении является обстоятельством образа действия).

Он говорил запинаясь. Он добавил, запинаясь, несколько слов от себя.

(В первом предложении одиночное деепричастие не обособляется, так как стоит в конце предложения. Обособление или не обособление может зависеть от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому: одно и то же слово в начале или в середине предложения может обособляться, а в конце нет.)

Мальчики бежали сломя голову. Соня, слушавшая его едва переводя дыхание, вдруг схватила мантильку, шляпку и выбежала из комнаты. (Ф. Достоевский)

(Не обособляется оборот, представляющий собой фразеологизм.)

А вот личной жилплощади Есенин ... так и не завел, несмотря на свои личные контакты с членами Политбюро и наркомами, начиная с Луначарского и кончая Троцким. (Из воспоминаний о С. Есенине) Давыдов решил ... поверить, действительно ли бригада, вопреки его указаниям, боронует вдоль борозды. (М. Шолохов)

(Обособляются конструкции с предложным сочетанием несмотря на и существительным с предлогом вопреки.)

- Придумайте предложения, использовав существительные с предлогами: в противоположность, по причине, благодаря, в случае.


Дополнительное задание

- Придумайте и ответьте, какой характер носят синтаксические конструкции с обособленными обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами? (Такие синтаксические конструкции характерны для научного и официально-делового стиля, так как придают речи канцелярский оттенок.)

- Всегда ли обособляются обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами и предложными сочетаниями? (Обособляются, когда приобретают самостоятельность в предложении, т. е. зависят от степени распространенности оборота. В таких предложениях с обстоятельствами чаще выражается значение времени, причины, условия, уступки.)


III. Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами

Анализ предложений

Войдя в класс, учитель поздоровался с учениками. Учитель, войдя в класс, поздоровался с учениками.

- Изменился смысл предложения? (Нет, так как деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения.)

Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель свободной минуты. Подходя к лесу, мне стало холодно.

- Удачно ли построены предложения? (Второе предложение построено неудачно, так как в нем нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, т. е. возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола.).

После того как я выполнил домашнее задание, пошел гулять. Выполнив домашнее задание, я пошел гулять.

- Сравните эти предложения. Которое звучит более благозвучно? (Второе предложение, более сжатое в своем словарном составе, звучит энергичнее, чем первое. Такие предложения обычно носят книжный характер. Его несомненное достоинство — краткость, лаконичность, выразительность.) .


IV. Тренировочные задания

Упр. 384 (Розенталь Д. Э. Русский язык. 10-11 класс).

- Всегда ли возможна замена деепричастных оборотов синонимичными придаточными предложениями?

- Замените, если возможно, придаточные предложения синонимичными или деепричастными оборотами.

1. Когда мы приехали на станцию, поезд уже ушел. 2. Ребенок горько заплакал, потому что потерял свою любимую игрушку. - Потеряв любимую игрушку, ребенок горько заплакал.

В первом предложении замена невозможна, т. к. в главном и придаточном предложениях два разных подлежащих.


V. Итоги урока

- Перечислите условия обособления одиночных обстоятельств.

- От чего зависит обособление обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами?


Домашнее задание

1. Заменить, если возможно, придаточные предложения синонимичными или деепричастными оборотами.

1. Ученики хорошо усвоили материал по данному разделу истории литературы, после того как дополнительно прочитали несколько критических статей. 2. Хотя мы опоздали к началу спектакля и пропустили первый акт, мы все же поняли содержание пьесы по ходу действия. 3. Когда я вспоминаю об этом неприятном происшествии, мне становится грустно. 4. Он восстановил в памяти все подробности вчерашнего разговора, когда остался один. 5. Так как писатель хорошо знает быт дореволюционной деревни, он правдиво изображает его в своих произведениях.

2. Заключенные в скобки деепричастные обороты вставить в предложение.

1. Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты (дав нужные указания сестре). 2. Женщина вошла в комнату с маленьким ребенком и стала его раздевать (ведя его за руку; посадив на стул). 3. Вечером и утром юноша думал все об одном и том же (ложась в постель; вставая на рассвете). 4. За деревней тянулся дремучий лес, где столетние сосны плотно прижимались друг к другу (окружая его полукольцом; напоминая собой сказочных великанов). 5. Мой собеседник зажег свечу и продолжал свой рассказ (достав из кармана спички; отпив немного воды из кружки).

3. Повторить правописание наречий, правила обоснования дополнений, пунктуацию при уточняющих членах предложения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]