Обособление одиночных и распространенных приложений. Дефис в приложениях

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Обособление одиночных и распространенных приложений. Дефис в приложениях

Цели: обобщить знания учащихся о приложениях; формировать навыки постановки знаков препинания при приложениях.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Упр. 109 (проверяется учителем и оценивается).

Контрольный словарный диктант

Вариант I

Стелющийся клевер, почуявший беду, незыблемая истина, клеит конверты, белеющие березы, мучимый ненавистью, щебечущая птица, выкаченная бочка, обвешанный цветами, пенящееся молоко, ненавидящий взгляд, независимая комиссия, колющиеся предметы, ищешь истины, расскажите друзьям, бегущие волны, расклешенные брюки, идущие навстречу, мыслящий логично, задумаешься о многом, гонимый ветром, смотрящий вдаль.

Вариант II

Не верящий в никого, мучит обида, занимаются делом, лелеемый мамой, дышащий в спину, стелется ковыль, держащий дистанцию, неприемлемое решение, палящее солнце, зреющий арбуз, звенящие колокола, выкачанный мед, подгоняемый ветром, засеянное поле, реявший флаг, засушенные пучки трав, поддержишь решение, не замечаете меня, недоумевающий взгляд, рокочущий мотор, бреющийся ежедневно, ведомый тобою.


II. Повторение и обобщение теоретического материала

- Какие второстепенные члены предложения называются приложениями? (Это второстепенный член предложения, который поясняет существительное и сам представлен существительным в той же падежной форме.)

Приложение является параллельным наименованием того же предмета, который уже назван определяемым словом:

Старуха, Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были еще живы. (М. С.-Щедрин)

- Дайте понятие об одиночных приложениях. (Одиночные приложения определяют предмет по возрасту, профессии, национальности, роду занятий, например: девочка-подросток, француз-гувернер, акробат-жонглер.)

- Какие выделительные знаки используются при обособлении приложений?

- Перечислите условия обособления приложений. (Приложение обособляется, если: а) оно распространено; б) относится к личному местоимению или к имени собственному; в) имеет добавочные обстоятельственные, поясняющие, уточняющие значения.)


III. Анализ предложений

Старуха, Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были еще живы. (М. С.-Щедрин) Веков минувших великаны, преданья славы сторожа, стоят казацкие курганы. (А. Сурков)

(Обособляется распространенное приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному. Обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже - впереди него.)

Ухаживала за мной одна девушка, полька. (М. Горький)

(Обособляется одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова.)

Безродный человек Маркуша, дворник, сидя на полу, строгал полочки и планки для птичьих клеток. (М. Горький)

(Обособляется приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного.)

Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться. (И. Тургенев)

(Собственное имя лица выступает в роли обособленного приложения, т. к. оно поясняет нарицательное существительное. Перед таким приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно, то есть, а зовут его (ее).)

Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть эту жизнь и так и этак. (М. Горький)

(Обособляется приложение при личном местоимении.)


IV. Комментированный диктант

Для закрепления теоретических сведений записать предложения под диктовку (с комментированием).

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста. (И. Тургенев) Еще вчера беглецы, они сегодня становились изгнанниками. (К. Федин) Отец мой, Клим Торсуев, известный мыловар, был человек тяжелого характера. (М. Горький) Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати в подержанном сюртуке. (Н. Гоголь) Наследник блестящего дворянства и грубого плебеизма, буржуа соединил в себе самые резкие недостатки обоих, утратив достоинства их. (А. Герцен)


V. Тире при приложении

- При каком условии при приложении может ставиться тире? Подберите предложения, объясните постановку тире в них.

В дальнем углу светилось желтое пятно - огонь квартиры Серафимы. (М. Горький)

Ставится тире, т. к. перед приложением без изменения смысла можно вставить слова а именно.

Объехали какую-то старую плотину, потонувшую в крапиве, и давно высохший пруд - глубокую яругу, заросшую бурьяном. (И. Бунин)

Перед распространенным приложением, стоящим в конце предложения, если подчеркивается самостоятельность или дается разъяснение.

Легкие судороги - признак сильного чувства - пробежали по его широким губам. (И. Тургенев)

Приложение выделяется с двух сторон, т. к. носит пояснительный характер.


VI. Дефис при одиночных приложениях

- Перечислите условия постановки дефиса при одиночных приложениях.

Дефис при одиночных приложениях ставится:

1) когда приложение выражено нарицательным именем существительным и присоединяется к определяемому слову, также выраженному нарицательным именем существительным (зима-волшебница, девочка-подросток);

2) если приложением является собственное имя существительное, обозначающее географическое наименование и стоящее перед определяемым словом, которое выступает для собственного имени существительного родовым (Ильмень-озеро, Казбек-гора, но: озеро Ильмень, гора Казбек);

3) после имени собственного, когда приложение и определяемое слово сливается в одно интонационно-смысловое целое (Аника-воин, Дюма-отец, Петров-старший).


VII. Отработка навыков правописания

- Переписать предложение, расставить знаки препинания. 'Дополнительное задание. Подчеркните приложения. Устно объясните условие выбора нужного знака.

1. Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти. (А. Пушкин) 2. Студент этот по имени Михалевич энтузиаст и стихотворец искренне полюбил Лаврецкого. (И. Тургенев) 3. На маяке жил только сторож старый глухой швед бывший шкипер. (К. Паустовский) 4. Родина Макара глухая слободка Чалган затерялась в далекой якутской тайге. (В. Короленко) 5. Иногда вместо Наташи являлся из города Николай Иванович человек в очках с маленькой светлой бородкой уроженец какой-то дальней губернии. (М. Горький) 6. Сын Хаджи-Мурата восемнадцатилетний юноша Юсуф сидел в темнице. (Л. Толстой) 7. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины следы тележных колес. (И. Тургенев) 8. Длинный костлявый мордвин Ленька по прозвищу Народец молодой парень с маленькими измученными глазками опустил топор и стоит открыв рот. (М. Горький) 9. Ночью они ходили в разведку задержали на дороге заблудившийся немецкий грузовик привели «языка» шофера и притащили два чемодана трофеев. (В. Некрасов)


VIII. Стилистика

- Раскройте скобки: имена собственные поставьте в нужной форме.

1. Мы приближались к древнему городу (Афины). 2. Пансионат построен близ реки (Истра). 3. Первая группа туристов остановилась в гостинице («Салют»). 4. Португальский лайнер «Санта-Мария», направляющийся из столицы страны (Лиссабон) в Америку, зашел на остров (Мадейра). 5. Старинный русский город Звенигород стоит на (Москва-река).


IX. Подведение итогов урока

- Что нужно сделать, чтобы решить, обособляется ли приложение?

- В каких случаях приложение пишется через дефис?


Домашнее задание

Переписать, ставя, где нужно, знаки препинания или дефис. Указать значение приложений.

1. Гости окружили Антона Пафнутьевича нашего знакомца осыпали его вопросами. (А. Пушкин) 2. Сколько всякой птицы у хозяина! Тут и петух драчун и курица кахетинская и скворец говорец и соловей певец и голуби космачи и голуби вертуны и куропатка лесная. (М. Пришвин) 3. Они проходили мимо Левинсона эти люди подавленные мокрые злые. (А. Фадеев) 4. Настоящим же моим воспитателем был наш мальчик подмастерье. (А. Куприн) 5. В 1886 году от Антона Павловича я получил его книжку «Пестрые рассказы». (В. Гиляровский) 6. Вам как не юристу возможно не под силу исследовать в судебном заседании все доказательства. (Г. Бакланов) 7. Сверху проникаем неутомимый гул надземной жизни смягченный отзвук великого труда все побеждающих людей. (М. Горький) 8. Маленький чернявый лейтенант по фамилии Жук привел батальон к задним дворам той улицы фасады которой представляли собою на сегодняшний день линию фронта. (К. Симонов)






Для любых предложений по сайту: [email protected]