Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк

Цели: ознакомить учащихся с жанрами публицистического стиля речи; научить писать портретный очерк.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания


II. Повторение и углубление ранее изученного материала

Беседа

- Назовите характерные признаки публицистического стиля.

- Что общего у публицистического стиля с художественным?

- Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (Заметка, статья, репортаж.)

Слово учителя

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе. Сегодня мы подробно остановимся на особенностях жанра очерка и его разновидностях.

Выступления учащихся

1. Что такое очерк? (По материалам учебника с. 248-249.)

2. Особенности портретного, путевого и проблемного очерков (стр. 250, 255, 256, 262).


III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Упр. 411

- К какому жанру публицистического стиля речи вы отнесете этот текст? (Путевой очерк.)

- Признаки какого стиля проявляются? (Художественного.)

- Как бы вы озаглавили текст?

Далее выполняются задания, данные на с. 250 учебника (по выбору учителя).

Упр. 429

- Какой социально значимый вопрос рассматривается в данном тексте? (Морально-этический.)

- Определите тему и основную мысль. (Тема - место семьи в обществе; основная мысль — семья — основа общества.)

Упр. 416

- Что вы узнали из очерка о русском писателе, мастере устного рассказа Ираклии Андроникове?

- Каким вы представляете этого человека?

- Как вы думаете, из каких основных частей создается очерк? (Описание внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве; отдельные факты биографии; описание особенностей характера героя, его речи; эпизод (или несколько эпизодов, раскрывающих в герое главное.)

- Как начать портретный очерк? (В качестве начала очерка может быть использовано описание внешности героя, описание места действия, описание среды. Зачин может быть и повествовательным, если автор решил начать очерк с какого-либо эпизода, ярко характеризующего личность героя. Все зависит не только от писательской манеры, но и от тех задач, которые автор решает в своем очерке.)

- Как вы думаете, каково место авторской позиции в портретном очерке? (Очерк - это жанровая форма, в которой двигателем сюжетного развития, главным организующим материал фактором выступает авторское «я», образ автора (отношение его к действительности, к предмету изображения).

Очерки могут быть более или менее сдержанными, строгими по степени самовыражения, по тону (это зависит от индивидуального вкуса и манеры), но обязательной чертой жанра остается тесная связь изложения с авторским «я».) Творческая работа

Напишите начало очерка о человеке, которого вы хорошо знаете. С чего вы начнете?

Индивидуальная работа

Упр. 419, 420, 421, 422.

Карточка 1

Подобрать и записать прилагательные, характеризующие телосложение человека, его фигуру, осанку, походку, лицо, взгляд, волосы, руки.

Карточка 2

Каким вы представляете себе человека Древней Руси, имея в виду наиболее типичные, характерные его черты?


IV. Подведение итогов урока

- Какие жанры публицистического стиля вы знаете?

- Что такое очерк?

- В чем особенность проблемного очерка?

- По какому типу речи строится проблемный очерк?

- Что такое путевой очерк? Приведите примеры.

- В чем отличие портретного очерка от портретной характеристики в художественном произведении?

- Каково место авторской позиции в очерке?


Домашнее задание

Собрать материал для очерка о своем товарище, друге или взрослом, уже работающем человеке (упр. 425).

(Урок 37: Написание очерка.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]