Устное выступление. Доклад. Дискуссия

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Устное выступление. Доклад. Дискуссия

Цели: ознакомить учащихся с правилами устного выступления; закреплять навыки правописания.

Ход урока

I. Повторение ранее изученного материала

Диктант

Горгий (ок. 480-380 вв. до н. э.) - создатель риторики. Уроженец г. Леонтины (на о. Сицилия), которому угрожали могущественные Сиракузы. Произнеся в 427 году перед Народным собранием Афин речь об опасности, нависшей над его родиной, Горгий потряс искушенных в искусстве слова афинян.

Речи Горгия стали образцами для подражания, их переписывали, выучивали, создавали подобные. Его знаменитая речь, посвященная подвигам греков, отстоявших свою родину от нашествия персов, многие годы звала на новые свершения воинов Эплады.

- Объясните постановку всех знаков препинания.

- Объясните правописание слов с удвоенными согласными.

- Имена каких известных риторов вам известны? (Протагор (ок. 481 - ок. 411 до н. э.), Исократ (436-338 до н. э.), Сократ (469-399 до н. э.), Платон (428/7-348/7 до н. э.)

- Как вы думаете, почему имена этих людей мы помним?


II. Новая тема Слово учителя

Имена этих риторов известны нам, потому что они несли слово людям. В слове ораторы видели главное основание могущества человека. Эти люди создали правила красноречия, которых мы придерживаемся и сегодня.

Работа по учебнику

Стр. 265, 266.

- Каких правил советует придерживаться Д. С. Лихачев при подготовке к устному выступлению?

- Какова главная задача устного выступления?

- Какая лексика характерна для публицистического выступления?

Правила устного выступления (стр. 266, 267).


III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Работа по учебнику: упр. 438.

- Дайте оценку речи прокурора и речи известного в прошлом адвоката, защитника Ф. Н. Плевако.

- Какой прием в речи Ф. Н. Плевако оказался, по вашему мнению, наиболее сильным? (Стилистический прием иронии.)

Работа в группах

Класс разбивается на 5-6 групп.

Каждая группа предлагает рекламу новой книги, нового продукта, предметов бытовой техники и т. д. (в устной форме).

- Какая группа выступила наиболее эмоционально? Почему их выступление запомнилось?

Работа по учебнику

Стр. 276, 277.

Наиболее сложная форма устного выступления - доклад.

- В чем особенность построения доклада?

Словарная работа

Слова записываются в тетради, объясняется их лексическое значение.

Полемика, дискуссия, диспут, диалог, спор, оппонент, пропонент.

Пропонент - тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.

Оппонент - это тот, кто оспаривает тезис.

Дискуссия (от лат. discussion - рассмотрение, исследование) - это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения.

Работа по учебнику

Правила деловой дискуссии (стр. 278).

Подготовка рабочих материалов к дискуссии на тему «Патриотизм: знак вопроса».

- Подберите материалы из книг и газет, которые вам помогут показать красоту и величие нашей Родины.

- Какие критические материалы встретили по данной теме?

- Подберите пословицы, поговорки, высказывания, стихи о Родине. Они помогут вам отстоять свою точку зрения.

- Определите собственную позицию по данной проблеме. Подготовьтесь к выступлению, к участию в дискуссии, к отстаиванию своей точки зрения.


IV. Подведение итогов урока

- Какие жанры публицистического стиля вы знаете? В чем их своеобразие?

- Что такое диспут, дискуссия, полемика, спор? Каковы требования, предъявляемые к их участникам, с точки зрения содержания, логики высказываний, языка, коммуникативных способностей говорящего (способности к общению), нравственных норм.


Домашнее задание

Подготовиться к диспуту (см. уроки № 39-40).






Для любых предложений по сайту: [email protected]