Фонетика. Графика. Орфография

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Фонетика. Графика. Орфография

Цели: обобщить и систематизировать знания о фонетике, графике и орфографии; совершенствовать навыки правописания и навыки фонетического разбора.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания


II. Словарно-синематическая работа

- Записать слова в тетрадь, расставить ударение. Какие звуки обозначают выделенные буквы?

Адекватный, антитеза, астероид, афера, де-юре, камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустячный, демагогия.

(Адекватный [дэ], антитеза [тэ], астероид [тэ], афера (не афера), де-юре [дэ, рэ], камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рёфери, пустячный [шн], демагогия [д’э].)

Объяснить значение слов де-юре, адекватный, антитеза, маркетинг.

Подобрать родственные слова к слову демагогия.

Де-юре-юридически, формально, по праву.


III. Повторение и закрепление ранее изученного материала

Фронтальный опрос-беседа

- Что называется фонетикой?

- Какие звуки называются гласными? Перечислите гласные звуки?

- Какие звуки называются согласными? На какие группы делятся согласные?

- Перечислите парные твердые и мягкие согласные. Назовите согласные, которые не имеют пары по твердости - мягкости.

- Перечислите парные звонкие и глухие согласные. Назовите согласные, которые не имеют парных глухих или звонких.

- Что такое ударение?

- Чем отличается звук от буквы?

- В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

- Перечислите все буквы алфавита.

- Что изучает графика?

- Что вы знаете об орфографии?


Работа по учебнику

Упр. 8

Яд - тай, лен - ноль, рай - яр, люк - куль, арак - кара, лоб - пол.

В слове с лебедятами твердые звуки [с], [т].

Фонетический разбор: осень, расчет (вариант I); съезд, сжег (вариант II),

- Какая орфограмма пропущена в данных словах? Сформулируйте правило. Запишите слова, графически обозначив орфограмму.

Современники Пушкина, доверительный разг..вор, сп..шит д..мой, объединения избирателей, пл..сать под дудку, з..леные д..ревья, г..л..вокружение от успеха, з..лотые к..лок..ла, б..ртовые огни.

- Расскажите, используя план, о правописании гласных в корнях слов.

Безударные гласные

1. Непроверяемые ударением.

2. Проверяемые ударением.

3. Чередующиеся в корнях: -лож-/-лаг-, -кос-/-кас(а), -гор-/-гар-, -рос-/-раст-(-ращ-), -мер-/-мир(а), -зор-/-зар-, -бер-/-бир(а) и др.


Словарный диктант

Сгруппируйте слова по орфограммам, записав их в три столбика.

Изложение, выбежав, касательная, растение, всесторонний, гипотенуза, приложение, отрасль, прилагательное, землетрясение, кульминация, демократия, водоросли.

- Какие из этих слов являются терминами?

- В каком стиле они употребляются?

- Назовите из словарного диктанта слова с мягкими согласными.

- Как обозначается мягкость согласных в этих словах?

- Почему в сочетаниях чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ не пишется ь? Приведите примеры.

- Какую роль выполняет ь? (1. Обозначает мягкость согласных: мать, огорчить; 2. Обозначает грамматические формы слов: помочь, дочь, отрежь; 3. Разделительный ь: вьюга, колосья.)

- В чем сходство и различие в употреблении разделительных ъ и ь? Докажите на примерах.

- Используя схему, расскажите о правописании о-ё после шипящих и ц. Приведите примеры.

Начните так: чтобы не ошибиться в написании о-ё после шипящих и ц, надо установить:

1. Часть речи: если глагол, причастие - всегда ё;

2. Часть слова:

если корень - ё (исключения: шов, шорох, капюшон, шомпол, трущоба, чопорный, шорник);

если суффикс или окончание - под ударением о, без ударения ё.


IV. Подведение итогов урока


Домашнее задание

Вариант I. Составить словарный диктант «Роль ь» (20-25 слов).

Вариант II. Составить словарный диктант «О-ё после шипящих и ц (20-25 слов).






Для любых предложений по сайту: [email protected]