Словообразование и орфография - Урок 2

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Словообразование и орфография - Урок 2

Цели: обобщить и систематизировать материал о составе слова и способах словообразования; совершенствовать навыки правописания.

Ход урока

I. Повторение ранее изученного материала

Работа по группам

I группа: Синтаксический разбор предложения.

Ему нравилось все что он делал от своих рассказов он был например в восторге. (В. Каверин)

(Ему нравилось все, что он делал: от своих рассказов он был, например, в восторге.)

(Повеет., невоскл., сложное, с различными видами связи, состоит из трех простых: 1-2: СПП с придаточным изъяснительным, союзное слово что, (1-2) - 3: бессоюзное. 1 - двусост., расп., полное, неосл. 2 - двусост., распр., полное, неослож. 3 - двусост., распр., полное осложнено вв. словом.)

II группа: Морфологический разбор слов нравилось, рассказов.

III группа: Записать по 5 слов на следующие орфограммы:

- буквы з, с, в в приставках;

- правописание пре, при-;

- -н- и -нн- в прилагательных;

- -н- и -нн- в причастиях;

- правописание не с причастиями.

Проверка работы в группах

От каждой группы выступает один человек.


Осложненное списывание

Вариант I

Используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуйте новые слова, определите способ словообразования.

Шалаш, стакан, цветок, ключ, замок, лист, карандаш, самовар, василек, пенек, график, огурец.

- Почему в одном случае в суффиксе пишется гласная и, а в другом - е? (-Ек- - если при склонении гласный звук выпадает, -ик- - если не выпадает: ключик - ключика, замочек - замочка.)

Вариант II

От данных имен существительных образуйте формы оценки, пользуясь указанными суффиксами и окончаниями; определите способ словообразования.

-ок или -ек:

червяк, петух, пирог, орех, старик, снег, овраг, луг, горох, пастух.

-онк(а) или -енк(а):

кляча, шапка, книга, собака, речка.

- Почему в одном случае в суффиксе пишется гласная о, а в другом – e? (О пишется под ударением, е - без ударения: червячок, шапчонка, орешек.)


Правописание о и ё после шипящих в корне слова

- Объясните правописание гласной в корне слова после шипящей: шёл, шорты, чёрточка, шорох. (После шипящих в корне слова под ударением пишется ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е: жёлтый - желтеть, шёлк - шелка.)

Словарный диктант

(Учащиеся по цепочке объясняют правописание пропущенной орфохраммы.)

Веч..рка, ж..сткий, зач..т, крыж..вник, маж..р, печ..нка, прич..ска, расч..ска, уч..ба, ч..рный, ч..рт, ш..в, ш..к, черточка, ч..рствый, деш..вый, реш.тка, ш..рох, чащ..ба, ш..пот, щ..лка, щ..тка, обж..ра, ож..груку, тяж..лые ож..ги, ш..тландский, Ж..рж, Печ..ра, Печ..рин, Ш..лохов, Щ..рс, Ш..пен, Дж..ванни, Ш..стакович.

Гласные о-е(ё) после шипящих в окончаниях.

Распределительный диктант

- Запишите слова в два столбика в зависимости от гласной в окончании.

Мячом, ножом, пажом, стеллажом, пейзажем, престижем, параличом, шалашом, плачем, овощем, межой, свечой, баржей, тучей, ношей, пищей.

- От чего зависит выбор гласной? (После шипящих под ударением пишется о, без ударения - е: ножом, пищей.)

После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится [о], в следующих случаях:

а) в окончаниях глаголов: печём, течёт;

б) глагольном суффиксе -ёвыва: затушёвывать, размежёвывать;

в) суффиксе отглагольных существительных: -ёвк: размежёвка;

г) суффиксе существительных -ёр: дирижёр, стажёр.


Индивидуальные занятия

Карточка 1

Поставить в форме творительного падежа следующие существительные, объясняя их правописание.

Образец: алыча - алычой, груша - грушей.

Межа, свеча, ноша, спаржа, левша, плащ, шалаш, тираж, гараж, мяч.

Карточка 2

С помощью суффиксов -ов, -ев образуйте прилагательные от существительных.

Образец: кумач - кумачовый.

Алыча, груша, камыш, ключ, еж, нож, спаржа.

Проверочный диктант

1. На подоконнике стоял цветочный горшок с фиалками, а на балконе рос цветной горошек. 2. Ребенок с плачем протянул ручонки к матери. 3. У большого дерева хозяин привязал своего хорошего коня. 4. Вы знакомы с Иваном Кузьмичом? 5. Вдали мы увидели лошадь и ее рыжего жеребенка. 6. Мать толчет сухари, чтобы приготовить свое любимое печенье. 7. Кошка охотится за мышонком. 8. Солнце печет так горячо, что песок обжигает босые ноги. 9. Нас угощали тушеными овощами, копченой колбасой и свиной тушенкой, а мы предложили хозяйке сгущенку - сгущенное молоке), которое принесли с собой в рюкзаке. 10. Путники остановились на ночевку в теплой избе лесника, и дождь им был нипочем.


II. Подведение итогов урока


Домашнее задание

Подготовиться к итоговому тесту.






Для любых предложений по сайту: [email protected]