Словообразование и орфография

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Словообразование и орфография

Цели: обобщить и систематизировать материал о составе слова и способах словообразования; совершенствовать навыки правописания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Словарный диктант

Вариант I. Записывается диктант, составленный учащимися дома «-Н- и -нн- в прилагательных и причастиях» (50 слов).

Вариант II Образец диктанта записывается учеником на доске: «Правописание не с различными частями речи».


II. Повторение ранее изученного материала

Фронтальный опрос-беседа

- Что изучает морфемика?

- Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают? Что выражает основа слова?

- Какие способы словообразования вы знаете?

- С какими разделами грамматики связано словообразование?

Списывание

Вместо точек вставьте подходящую морфему. В каких словах возможны варианты. Укажите их. Докажите, что морфема - значимая часть слова.

Загоди..и (гл.), ..делать, корабл.., голуб..а, морфемн.. (разбор), негоду..ий, нача.. (деелрич.), доходчив.., рассказ..ю (гл.), к пятнадцат.. (января), ..ех..ть,.. внимательны.

Словарный диктант

Записать слова, показав способ образования.

Образец: не-значительный (приставоч.)

Бескрайний, наездник, зашевелиться, ловушка, большущий, автодорожный, генерал-майор, скучный, белок, самосовершенствование, носатый, пренеприятный, переходить, сотоварищ, АТС, РФ, вечнозеленый, мороженое (сущ.)

Объяснить правописание в словах бескрайний, пренеприятный.


Буквы з ис в приставках

з - перед звонкой согласной; с - перед глухой согласной буквой.

Слуховой диктант

Учитель диктует слова, учащиеся устно объясняют орфограммы в словах.

Разбить, возделать, распилить, сбегать, воскликнуть, сгореть, низвергнуть, нисходить, избрать, сделать, сжать, сгинуть, исправить, безграничный, бесконечный, чрезмерный, чересчур.


Правописание приставок при-, пре-

При- - имеет три основных значения: «приближение, присоединение, расположение вблизи»; «законченность действия»; «неполное действие».

- Распределите, данные слова на три группы.

Приходить, придумать, приоткрыть, призадуматься, прибегнуть, приделать, пришкольный, прижиться, присесть, приободрить, пригород.

- Запомните сложные случаи написания при-, пре-.


при-

пре-

прибывать (приезжать к месту назначения)

пребывать (находиться где-либо)

придать (прибавить, присоединить)

предать

придел (пристройка)

предел (граница)

призреть (приютить)

презреть (отнести пренебрежительно)

приемник (радиоприемник)

преемник (кто сменяет и продолжает работу)

преклониться (склониться книзу)

Преклоняться (выражать уважение)

притворить (прикрыть)

претворить (осуществить)

пригородить (пристроить)

преградить (путь, поставить препятствие)


Приставка пре- имеет два основных значения:

1. «Очень» (высшая степень качества): превесело (очень весело); предобрый (очень добрый); презабавный (очень забавный); преспокойный (очень спокойный).

2. «Через» (сходна с приставкой пере-): преградить (перегородить); прервать (перервать); превратить (переделать); преобразовать (переделать).

Словарный диктант

Непременное условие, примерный студент, примелькавшиеся лица, премудрый пескарь, примитивный взгляд, превозмочь усталость, превратный смысл, преамбула договора, принудительный труд, принаряженный кавалер, принципиальный поступок, не преминуть сказать, приворотное зелье, привычная работа, таинственное привидение, примитивный взгляд, препираться из-за пустяков, претерпеть изменения, правила приличия, прерогатива, пригожий денек, сердечная привязанность, приостановленное движение, преемственность в работе, неприступная твердыня, претерпеть унижения, припереть к стенке, приумножить богатство.


III. Подведение итогов урока


Домашнее задание

Упр. 122, 123.






Для любых предложений по сайту: [email protected]