Языковые особенности текста

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Языковые особенности текста

Цели: обобщать знания по теме «Средства выразительности текста»; разобрать соответствующие задания тестов ЕГЭ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания


II. Работа по группам

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.


III. Повторение темы «Средства выразительности текста»

- Какие средства художественной выразительности вам известны?

Тропы, стилистические фигуры, или фигуры речи.

Тропы - обороты речи, в которых слова употреблены в переносных значениях для усиления художественной выразительности.

Виды тропов:

1) Эпитет - образное определение, обычно выраженное прилагательным: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка; туманные мечты.

2) Сравнение - изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного понятия, явления с другим.

И, как ребенок после сна,

Дрожит звезда в огне денницы.

И. Бунин


Как град посыпалась картечь.

А Пушкин


А сама-то величава –

Выступает будто пава.

А. Пушкин

3) Метафора - перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству:

Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката; лунный серп; густеет облаков волнистое руно. (И. Бунин)

Развернутая метафора - метафора, представленная каким-либо текстом (например, стихотворением) или его отрывком: «Парус» Лермонтова, «Телега жизни» Пушкина, «Порог» Тургенева, «Огоньки» Короленко.

4) Олицетворение - частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (С. Есенин) Уж небо осенью дышало. (А. Пушкин) Россия вспрянет ото сна... (А. Пушкин)

5) Гипербола - преувеличение: не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья; сто раз тебе повторять.

В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)

6) Литота (обратная гипербола) - преуменьшение: Блоха, которую подковал левша. Я на минуточку («минуточка» может затянуться и на час); Мне до школы два шага.

7) Ирония - перенос значения по противоположности (имеется в виду противоположное написанному или сказанному).

Но Скалозуб? вот загляденье: за армию стоит горой. И прямизною стана, лицом и голосом герой... (А. Грибоедов) Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков. (А. Пушкин)

8) Аллегория - иносказательное изображение предмета, явления с целью выделить его существенные черты. В баснях и сказках: хитрость аллегорически изображается лисой, коварство - змеей, глупость - ослом и т. д. Например, в «маленькой трилогии» Чехова совесть аллегорически изображается как некто с молоточком, не дающий покоя людям. Часто целые произведения являются аллегориями: «Анчар» А. Пушкина, «Премудрый пескарь» М. Салтыкова-Щедрина, «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» М. Горького.

9) Гротеск - предельное преувеличение или преуменьшение, основанное на причудливом, часто уродливом сочетании фантастического и реального, страшного и смешного: гротескные описания в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина (названия племен: голвотяпы, моржееды, лукоеды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, проломленные головы и т. д.); чудовища из сна Татьяны в «Евгении Онегине» (Один в рогах, с собачьей мордой, /Другой с петушьей головой... Вот череп на гусиной шее...)

10)Метонимия (от греч. «переименование») - замена названия какого-либо предмета, явления названием другого предмета, явления по смежности: автор и его произведение, посуда и пища, форма и содержание явления. Примеры: Читал охотно Апулея, / А Цицерона не читал (А. С. Пушкин. Евгений Онегин); «Я три тарелки съел!» (И. А. Крылов. Демьянова уха). Понятно, что имеются в виду произведения Апулея и Цицерона; три тарелки ухи.

11) Синекдоха - частный случай метонимии, перенос с части на целое и с целого на часть: Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин. Медный всадник); И раб судьбу благословил (А. С. Пушкин. Евгений Онегин); Аргентина - Ямайка - 5:0. Мы понимаем, что речь идет о кораблях разных стран; о крепостных; о футбольных командах стран.

12) Перифраза (от греч. «окольный оборот») - замена слова (названия или явления) описательным выражением. Северная Пальмира или Северная Венеция вместо Петербург, Мать городов русских вместо Киев, Старая сеньора вместо итальянский футбольный клуб «Ювентус», царь зверей вместо лев, черное золото вместо нефть и т. д.

У Пушкина: приветствую тебя, пустынный уголок...; погасло дневное светило.

Фигуры речи - необычный оборот речи, ее особое синтаксическое построение, которые писатель использует для усиления выразительности.

Примеры фигур речи:

1) Антитеза - противопоставление.

В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь. Весь вечер Ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь. (А. Пушкин) Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н. Некрасов) Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом. (С. Есенин)

2) Градация - расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. На этом приеме построена «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина.

Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе. Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и наконец загремели на весь дом. Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз ее хлынул ливень.

3) Оксюморон - сочетание несочетаемого, несовместимого; сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.

Мы любим всё - и жар холодных числ, и дар божественных видений... (А. Блок)

4) Синтаксический (образный) параллелизм - одинаковое, сходное построение смежных фраз, предложений.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А. Пушкин) Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы. (И. Бунин) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (И. Бунин)

5) Лексический повтор (экспрессивный повтор) - намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.

Казалось,,всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта! (А. Блок) Когда умирают кони - дышат, когда умирают травы - сохнут, когда умирают солнца - они гаснут, когда умирают люди - поют песни. (В. Хлебников)

Последнее предложение - пример анафоры.

6) Анафора (единоначатие) - повторяющиеся элементы в начале смежных фраз. Например, см. стихотворение К. Симонова «Жди меня».

7) Эпифора - одинаковая концовка (например, см. стихотворение «Ну что тебе надо еще от меня?» А. Вознесенского.

Примером совмещения анафоры и эпифоры может служить стихотворение Пушкина:

«Все мое», - сказало злато;

«Все мое», - сказал булат.

«Все куплю», - сказало злато;

«Все возьму», - сказал булат.

8) Ряды однородных членов:

Были это веселые, сильные и смелые люди. (М. Горький) Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман. (А. Пушкин) Швед, русский - колет, рубит, режет. (А. Пушкин)

В этих примерах наблюдается еще один прием - бессоюзие.

9) Бессоюзие - придает фразе динамику.

10) Многосоюзие - придает предложению плавность, замедляет фразу:

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А. Пушкин)

11) Парцелляция - особое членение предложения, неполные предложения; служит для выделения, подчеркивания мысли:

У Анны беда стряслась. Большая.

Случилось это давно. Очень давно.

«Там видно будет», - отвечает Корней. И молча лезет на козлы. (И. Бунин)

12) Инверсия - необычный порядок слов в предложении: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов)

(Обычный порядок: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.)

Вспоминается мне ранняя погожая осень. (И. Бунин)

(Обычный порядок: Мне вспоминается ранняя погожая осень.)

13) Эллипс (эллипсис) - пропуск слова, чаще всего глагола, придающий предложению динамку, стремительность:

Татьяна в лес; медведь за нею. (А. Пушкин); Ружье из чехла - и туда.

14) Риторические фигуры: вопрос, восклицание, обращение:

Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин) Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! (И. Тургенев) Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А. Пушкин) Вы должны были, братья, устоять, как стена. (А. Твардовский)

Часто риторические фигуры выступают вместе.

15) Риторическое умолчание - оборот речи, состоящий в том, что мысль остается не до конца высказанной, но читатель догадывается о невысказанном. Например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Завещание»;

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж...

Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

16) Контекстные синонимы и антонимы - синонимы и антонимы, которые являются таковыми только в определенном контексте:

К сожалению, постепенно вырабатывается потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.

(Прилагательное потребительское противопоставлено прилагательным активный, живой, творческий, хотя, вырванные из контекста, эти слова не будут антонимичны.)

Отметим еще фонетические изобразительно-выразительные средства (звукопись):

1) Аллитерация - повторение согласных звуков в слове, фразе:

Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А. Пушкин) Звукопись придает особую выразительность стиху: повтор слогов с в: ва, ва, ее дает ощущение широты, мощи стихии; сочетания глухих согласных с сонорным л: тл, кл, кл - передает клокотание воды в разбушевавшейся реке.

А вот пример из Бальмонта:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

2) Ассонанс - повторение гласных звуков в слове, фразе:

Будет буря - мы поспорим и помужествуем с ней.

Ассонанс на у - подражание звуку ветра, бури.

Дыша духами и туманами она садится у окна. (А. Блок) Сочетание ассонансов на у и а создает ощущение воздуха, парения, простора.


IV. Разбор заданий тестов ЕГЭ

Задание

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов.

Проблема заявлена автором уже в заглавии, которое представляет собой ______ («Наедине с толпой») и резко акцентирована с помощью ______ в начале текста (предложения 2 и 3). Актуальность темы подчеркнута автором выразительным ______: он определил ее как «одну из самых животрепещущих».

С помощью ______ автор обыгрывает библейское понятие «ближний». Это тот, кто рядом. Но рядом с современным человеком находится «группа, масса, тьма ближних».

Текст 3. Паперного имеет яркую публицистическую направленность. Несколькими картинками с натуры показан современный человек. Неодобрение автора выражено с помощью ______ : он «восхищается» «богатырским движением» паренька, прихлопнувшего дверью «нерасторопную старушку»; «молодых, тренированных» женщин, опережающих в борьбе за место в метро «зазевавшихся мужчин».

Список терминов:

1) развёрнутая метафора;

2) оксюморон;

3) ирония;

4) аллитерация;

5) градация;

6) парцелляция;

7) сравнение;

8) эпитет.

Комментарии учителя

В отличие от предыдущих заданий, в которых за каждый верный ответ начисляется по 1 баллу, это задание (под литерой «В») оценивается по шкале от 0 до 2 баллов. Здесь есть важное замечание: Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков. Если вы напишете номера произвольно, по мере того как вы обнаружите нужные вам варианты, ответ не будет засчитан! Сделайте задание сначала на черновике, а потом уже перенесите в бланк ответов.

Если допущена одна ошибка, ответ будет оценен в 1 балл, если ошибок больше - в 0 баллов.

Правильный ответ таков: 2, 6, 8, 5, 3. Этим цифрам соответствуют названия терминов, которые в бланк заносить не надо: оксюморон, парцелляция, эпитет, градация, ирония.

Задание может быть сформулировано по-другому:

Какие из указанных средств выразительности использованы в предложениях (1)—(4)? Укажите их номера в порядке возрастания.

1) развёрнутая метафора;

2) оксюморон;

3) синтаксический параллелизм;

4) аллитерация;

5) градация;

6) парцелляция;

7) сравнение;

8) риторический вопрос.

Комментарии учителя

Возможны два пути решения. Первый: читаем нужный отрывок текста, находим в нем примеры средств выразительности, а затем сравниваем их со списком в заданиях. Второй: «примеряем» каждый вариант (средство выразительности) к нашим отрывкам. Лучше пройти оба пути для самоконтроля.

Обнаруживаем градацию в предложении (2):« Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних»; в предложениях (2) и (3) - явление парцелляции: по смыслу они примыкают к предыдущему, но автор выделяет их, усиливая значимость оксюмороном (сочетанием слов, противоположных по смыслу): «Наедине с толпой».

Посмотрим, не найдется ли в отрывке других средств выразительности. Находим эпитет - животрепещущих тем, но его нет в списке задания.

Теперь важно не перепутать. В бланке мы должны отметить не номера предложений, а номера средств выразительности, причем в порядке возрастания. В бланк ответов занесем три цифры: правильный ответ - 2, 5, 6.


Домашнее задание

Подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.

Написать черновик сочинения по данному в тесте тексту.






Для любых предложений по сайту: [email protected]