Сочинение и его анализ

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Сочинение и его анализ

Цель: написать сочинения-рассуждения с последующим обсуждением работ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Работа по группам (реализация групповых домашних заданий): разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису (всего 5 вопросов).


II. Комментарии учителя к выполнению части III

Прежде всего, внимательно прочитаем задание. Работа должна обязательно опираться на текст, но не являться простым его пересказом, иначе сочинение не будет оцениваться.

Для сочинения выдается отдельный бланк, на котором вы разместите свою работу объемом со средний диктант (не менее 150 слов, включая служебные). Объем вашего сочинения должен быть сопоставим с объемом авторского текста (в тексте 3. Паперного «Наедине с толпой» около 320 слов).

Вам могут помочь уже выполненные задания, относящиеся к тексту.

Сочинение необходимо писать аккуратно, разборчивым почерком. Эта часть теста ЕГЭ проверяется несколькими экспертами, а не компьютером. Если вы знаете, что ваш почерк, кроме вас, разобрать могут лишь единицы, лучше пишите печатными буквами.

Необходимо выявить одну из проблем, поставленных автором, и выразить собственную точку зрения по отношению к этой проблеме. Постарайтесь понять позицию автора: что он утверждает, что отвергает, к чему призывает. Выскажите свое мнение. Не значит, что вы должны обязательно во всем соглашаться с автором, однако ваше мнение должно быть аргументированным. Не обязательно отыскивать все языковые средства, стилистические приемы, которые только встречаются в тексте. Достаточно назвать два-три явления, привести яркие примеры к ним с непременным объяснением их роли в тексте. Остановитесь на тех, которые проясняют авторскую позицию, выявляют проблему, поставленную автором.

Задание формулируется примерно так:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

Объем сочинения не менее 150 слов.


III. Написание сочинения-рассуждения


IV. Обсуждение сочинений, комментарии учителя

Пример сочинения-рассуждения по тексту 3. Паперного «Наедине с толпой»

3. Паперный поднимает важную проблему, с которой неизбежно сталкивается почти каждый: поведение человека в окружении других, незнакомых, чужих людей. Эта проблема заявлена уже в заглавии-оксюмороне («Наедине с толпой») и резко акцентирована с помощью парцелляции в начале текста (предложения 2 и 3). Актуальность темы подчеркнута автором выразительным эпитетом: он определил ее как «одну из самых животрепещущих».

С помощью градации автор обыгрывает библейское понятие «ближний». Это тот, кто рядом. Но рядом с современным человеком находится «группа, масса, тьма ближних». Значение слова «толпа» понимается автором как «множество людей», ему не придается уничижительного смысла, разве что в одном эпизоде, когда автор сравнивает толпу с «позавчерашней простоквашей», которая «судорожно» «вываливается из опрокинутой бутылки».

Человек противопоставлен толпе. Но ведь толпа состоит из таких же, как он, людей. Они могут быть слабее или сильнее, моложе или старше, но право на внимательное и вежливое отношение к себе имеет каждый. Иначе жизнь превращается в борьбу за выживание по принципу: право на стороне сильного. А ведь речь идет о самых простых вещах: о поведении человека в повседневных, обычных ситуациях. Но именно в мелочах и проявляется истинное лицо человека.

Текст имеет яркую публицистическую направленность. Для того чтобы убедить читателя, 3. Паперный пародирует стиль репортажа. Он словно приглашает каждого посмотреть на себя со стороны.

Что же мы видим? Несколькими картинками с натуры показан современный человек. Неодобрение автора выражено иронически: он «восхищается» «богатырским движением» паренька, прихлопнувшего дверью «нерасторопную старушку»; «молодых, тренированных» женщин, опережающих в борьбе за место в метро «зазевавшихся мужчин»; описывает спуск по эскалатору как горную трассу, по которой приходится «лавировать» между людьми; использует риторическое умолчание: «О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем». В сатирических зарисовках мы узнаем не только окружающих, но и самих себя.

Автор ставит вопрос: что значит быть по-настоящему воспитанным человеком? Он спорит с воображаемым собеседником: уместно ли говорить о воспитанности в окружении совершенно незнакомых тебе людей? Может, пусть каждый заботится о себе? Мнение автора таково: в условиях большого города особенно важно быть предупредительным и внимательным к посторонним людям, это и есть настоящая, а не показная воспитанность.

По-моему, автор текста совершенно прав. Действительно, человек «в условиях многолюдства» должен вести себя по отношению к окружающим так, как должны, по его мнению, вести себя другие люди по отношению к нему самому.

Этот текст содержит 364 слова - примерно столько же, сколько исходный. Попробуем сократить текст, приблизившись к минимальному количеству слов (150).


Сокращенный вариант сочинения

Автор поднимает важную проблему: поведение человека в окружении других людей. Актуальность темы подчеркнута выразительным эпитетом: «одна из самых животрепещущих».

Человек противопоставлен толпе. Но ведь толпа состоит из таких же, как он, людей, и право на уважительное отношение к себе имеет каждый. Иначе жизнь превращается в борьбу за выживание. Речь идет о поведении человека в повседневных ситуациях. Но именно в них проявляется истинное лицо человека.

Стиль текста публицистический. Паперный пародирует стиль репортажа. Несколькими картинками с натуры показан современный человек. Неодобрение автора выражено иронически: он «восхищается» «богатырским движением» паренька, прихлопнувшего дверью «нерасторопную старушку»; «молодых, тренированных» женщин, опережающих в борьбе за место в метро «зазевавшихся мужчин». В сатирических зарисовках мы узнаем не только окружающих, но и самих себя.

Автор ставит вопрос: что значит быть по-настоящему воспитанным человеком? Он спорит с воображаемым собеседником: уместно ли говорить о воспитанности в окружении незнакомых тебе людей? Может; пусть каждый заботится о себе? Мнение автора таково: в условиях большого города особенно важно быть предупредительным и внимательным к посторонним людям.

Согласимся с автором. Действительно, человек «в условиях многолюдства» должен вести себя по отношению к окружающим так, как должны, по его мнению, вести себя другие люди по отношению к нему самому.

В этом варианте около 190 слов.


Домашнее задание

Из Р-1: упр. 390, 392.

Повторить тему «Публицистический стиль речи».

Подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.






Для любых предложений по сайту: [email protected]