Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Жанры публицистического стиля речи
Цели: углублять и развивать представления о жанрах публицистического стиля речи; совершенствовать навыки анализа текста.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
- Назовите: а) основные функции публицистического стиля; б) важнейшие черты этого стиля; в) языковые особенности публицистического стиля.
Взаимопроверка упражнений из Р-1: 387, 388, 393.
Реализация индивидуальных заданий: сопоставить лексику старых газет с лексикой современных газет; сравнить функционирование в газетных текстах других языковых средств.
Индивидуальное задание: посмотреть в нескольких словарях, имеющихся в классе, значение слов: очерк, доклад, дискуссия.
Словарный диктант:
(В зависимости от времени на уроке можно разделить диктант на два варианта с последующей взаимопроверкой.)
Деструктивный, гипотеза, колледж, достоинство, фатализм, привилегированный, философский, прославлять, чествовать, экстремизм, коммюнике, гуманность, схоластика, цивилизация, бескорыстный, криминогенный, приватизация, коррумпированный, инвестиции, либерализация цен, субъективный, интеллектуальный, идеализм, мировоззрение, преобразование, тоталитарный, гласность, солидарность, цинизм, эклектизм, предвыборная кампания, транснациональный, дилетант, пессимизм, материализм, дипломатия, галопирующая инфляция, труженики полей, парафировать договор, принято единогласно, журналистское расследование, безвозмездный, благоденствие, девальвация, консолидация, консенсус, приоритет общечеловеческих ценностей, разгосударствление, полемизировать. (58 слов.)
II. Жанры публицистики
Публицистика уходит корнями в глубокую древность. Публицистическим пафосом пронизаны многие библейские тексты, сохранившиеся до наших дней труды античных ученых, ораторов. За тысячелетия публицистика эволюционировала, развилась во многих отношениях, в том числе и в жанровом. (Напомним, что под жанром подразумевается исторически сложившийся и развивающийся тип художественного произведения.)
Публицистика включает разнообразные жанры: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фельетон, доклад, дискуссия и т. д. Остановимся подробнее на некоторых жанрах. В первую очередь нас интересуют те, с которыми мы постоянно сталкиваемся, которые необходимы нам в работе. Вспомните тексты изложений, тестов ЕГЭ - многие из них представляют собой очерк. В этом жанре часто пишутся школьные сочинения. Итак, что такое очерк?
Один ученик зачитывает значения слова очерк из словарей. Выбираем подходящие значения:
«Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк». (Толковый словарь русского языка).
«Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором». (Энциклопедический словарь).
- Какие тексты, недавно вами прочитанные, соответствуют жанру очерка?
Например, «Наедине с толпой» 3. Паперного и многие другие тексты из вариантов ЕГЭ; тексты упражнений из учебника Р-1: 395 - Д. Гранин о Д. С. Лихачеве; 398 - Ю. Овчинникова о японском характере. Авторы пишут о важных явлениях общественной жизни, анализируют их; жизненные факты становятся поводом для авторских размышлений, обобщений, оценки.
- Какие приметы очерка вы могли бы выделить?
Очерк касается самых разных вопросов общественной жизни: политических, экономических, научных, социальных, бытовых и т. д. Для этого жанра характерны документальность, достоверность, постановка проблемы и варианты ее разрешения.
Очерк включает и факты действительности, и художественные образы, и размышления автора, который не просто описывает, обрисовывает явление, но и дает ему свою оценку. Художественные образы, которые обязательно присутствуют в очерке, сближают его с художественным стилем речи. С их помощью автор делает обобщения, выходит за пределы сиюминутной документальности. Таким образом, очерку обычно суждена более долгая жизнь, чем, например, репортажу (оперативному сообщению о каких-либо фактах действительности).
В зависимости от предмета описания очерк может быть портретным, биографическим, путевым, хроникальным, проблемным и т. д. Иногда эти разновидности очерка могут соединяться.
- Как бы вы определили разновидности названных уже очерков?
«Наедине с толпой» - проблемный очерк; упр. 395 - о Д. С. Лихачеве - портретный; упр. 398 - отрывок из «Японских репортажей» - путевой.
Портретные очерки (например, «А. М. Горький в воспоминаниях современников», «Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников») часто сближаются с мемуарной литературой и пользуются большой популярностью, так же как путевые очерки, зарисовки (например, постоянного автора «Комсомольской правды» В. М. Пескова о природе).
Примерами путевого очерка могут служить тексты упр. 411, 412 из Р-1, портретного - упр. 416, 417.
III. Работа по учебнику
Упражнения 411, 412, 416, 417 из Р-1.
- Выполним некоторые из этих упражнений (по выбору). Какие особенности портретного очерка вы заметили?
Героем портретного очерка должен быть конкретный человек, не обязательно известный или выдающийся. «Портретная характеристика» в этом типе очерка - понятие более широкое, чем мы привыкли. Она может включать и описание внешности, и «внутренний» портрет: характер человека, его поведение, настроение, взгляды, чувства и т. п., и описание обстановки, окружения героя; яркие эпизоды, характеризующие его личность.
IV. Проблемный очерк и другие виды публицистических жанров
Среди публицистических жанров особое место принадлежит проблемному очерку. Он может включать в себя элементы портретного, путевого очерка, но главная отличительная черта проблемного очерка - постановка общественно, социально значимых проблем. Такой очерк обычно носит полемический характер: автор высказывает свои суждения, споря с воображаемым оппонентом, доказывая собственную точку зрения. За примером далеко ходить не надо - текст 3. Паперного «Наедине с толпой» соответствует приметам проблемного очерка.
- Какому типу речи соответствует проблемный очерк?
Рассуждению. Оно обычно состоит из тезиса (постановка проблемы), доказательства или опровержения тезиса (приведение доводов с привлечением примеров) и вывода. В этом смысле проблемный очерк близок к научному стилю речи. Отличие его в образном, эмоциональном воздействии на читателя, в субъективной позиции автора.
- Какие темы вы бы предложили для проблемного очерка?
Они могут касаться и мировых проблем, и проблем внутри класса, и даже проблем одного человека - важно показать их значимость, ваше отношение к тому, о чем вы пишете.
Вариантом подобной работы может служить устное выступление. Оно тоже относится к публицистическому жанру.
Важной отличительной чертой устного выступления является заинтересованность выступающего - залог того, что ваша речь вызовет ответный интерес слушателей. Устное выступление не должно быть затянутым: внимание слушателей после 5-10 минут притупляется. Речь выступающего должна держаться на основной оси - содержать одну главную мысль, которую автор хочет донести до аудитории. В такой речи допустимы разговорные выражения, активное использование приемов ораторской речи: риторические вопросы, обращения, восклицания, более простой, по сравнению с письменной речью, синтаксис.
Важно подготовить такое выступление заранее: продумать план, подобрать аргументы, примеры, выводы, чтобы не читать «по бумажке», а убеждать слушателей в том, что для вас хорошо знакомо. Если человек владеет предметом своего выступления, имеет собственную точку зрения, доказывает ее, это вызывает' уважение, интерес, а значит и внимание слушателей.
Всего этого не так просто добиться. Для начала можно иметь перед глазами план, чтобы не терять нить выступления, порепетировать дома, перед родителями, перед друзьями, даже перед зеркалом - тогда вы сможете внести коррективы в свою речь и более свободно чувствовать себя перед аудиторией. Каждому из вас не раз придется выступать перед слушателями, будь то класс или студенческая группа, коллеги или избиратели, так что лучше подготовиться заранее.
- Прочитаем текст упр. 438 из Р-1 и ответим на вопросы к нему.
Наиболее сложной формой устных выступлений является доклад. В этом случае можно пользоваться заранее приготовленными записями, но не злоупотреблять чтением, иначе вскоре вас перестанут слушать. Доклад обычно касается какой-либо области знаний: это может быть научный доклад, доклад-отчет, доклад об интересующем вас аспекте какой-то учебной дисциплины и т. д. В докладе необходима четкость, логичность, доказательность, доступность. По ходу доклада можно зачитывать яркие цитаты, демонстрировать графики, таблицы, иллюстрации (они должны быть хорошо видны слушателям).
Доклад может служить отправной точкой дискуссии, то есть обсуждения какого-либо спорного вопроса. Важно четко определить предмет дискуссии. В противном случае она обречена на провал: каждый участник спора будет говорить о своем. Необходимо возражать аргументированно, приводить убедительные доводы.
- Прочитайте статью «Дискуссия» (Р-1, с. 278). На основе материалов упражнений из Р-1 452, 453 подготовьте план для проведения дискуссии.
Домашнее задание
Из Р-1: упр. 413 или 425 - (путевой или портретный очерк, по выбору).
Написать статью на волнующую вас тему или организовать дискуссию по актуальной, с вашей точки зрения, проблеме.
Посмотреть телевизионные передачи в форме дискуссии, сделать краткие конспекты по одной из передач (вариант задания: из Р-1 - упр. 433, 434, 447); упр. 439, 440 (устно, по выбору).
Индивидуальные задания: подготовить доклад о каком-либо выдающемся ученом (по любой отрасли науки).