Публицистический стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Публицистический стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования

Цели: углублять и развивать представления о публицистическом стиле речи; совершенствовать навыки анализа текста.

Ход урока

I. Обсуждение сочинений

Несколько учеников зачитывают исправленные, доработанные сочинения по тексту варианта ЕГЭ. Учитель с помощью других учеников комментирует в соответствии с критериями оценки.

В сильных классах можно сделать так. Из числа учеников выбирается экспертная группа, при назначении которой может участвовать класс. «Эксперты» заранее проверяют работы (каждый не более пяти) и представляют классу лучшие, с их точки зрения, опираясь на таблицу критериев оценки. Они должны остановиться и на ошибках (речевых, смысловых, грамматических), не называя при этом «авторов» этих ошибок. Остальные ученики могут апеллировать к «экспертам», стараясь обосновать свою точку зрения. Такой опыт тренировки публичных выступлений, дискуссий будет полезен всем.


II. Углубление сведений о публицистическом стиле речи

1. Слово учителя.

На прошлых уроках мы обращались к тексту публицистического стиля, выявили некоторые его особенности, характерные черты. Многие из ваших сочинений тоже могут являться примерами использования публицистического стиля. Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения - это тоже проявления публицистического стиля. Именно выражение собственного мнения, собственной позиции - существенная примета этого стиля. Иногда мы, подобно господину Журдену («Мещанин во дворянстве» Мольера), который удивился, что, оказывается, всю жизнь говорил прозой, не подозреваем, что используем публицистический стиль.

Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника - тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком «споре» истина никогда не родится. Если же мы подойдем к этому более сознательно, то сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки.

Здесь, однако, кроется некая опасность. Человек, хорошо владеющий словом, приемами риторики, способный «зажечь» своей речью людей, может обратить свой талант к добру. Если же человек обладает подобными способностями, но лишен нравственного стержня, он может принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда - выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа. Какой трагедией это кончилось и для всего мира, и для самой Германии, общеизвестно.

Примеров положительного воздействия публицистики можно найти немало в отечественной истории, начиная со «Слова о полку Игореве» (вспомним «золотое слово» Святослава, князя Киевского, обращенного ко всем русским князьям, призывавшего к объединению русских земель).

(Заранее подготовленный ученик зачитывает соответствующий отрывок из «Слова...»)


2. Беседа.

- Вспомните другие примеры публицистического пафоса русской литературы.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву», «Послание в Сибирь», «Клеветникам России» и др.; М. Ю. Лермонтова - «Смерть поэта», «Прощай, немытая Россия», «Родина» и др.; гражданская лирика

Н. А. Некрасова; «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского; «Исповедь», «Не могу молчать» Л. H. Толстого; творчество П. Я. Чаадаева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова; произведения русских религиозных философов: B. C. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др.

- Как вы считаете, когда роль публицистических произведений усиливается, становится особенно важной для общества?

Комментарии учителя

В наиболее острые для страны, переломные моменты истории. Примерами могут служить патриотический пафос публицистики времен Великой Отечественной войны: произведения А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, И. Г. Эренбурга и др.; гражданский пафос демократической публицистики времен «перестройки»: статьи В. Я. Лакшина, Ю. Ф. Карякина, Г. А. Попова и др., выходившие далеко за рамки литературной критики.

Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума.

Обратимся к примерам из учебника.


III. Анализ публицистических текстов

Для анализа можно использовать упражнения из Р-1: 385, 395, 407, 408, 409 (по выбору, в зависимости от времени и настроя учеников). Несколько упражнений могут прокомментировать заранее подготовленные ученики.

Можно прослушать 2-3 доклада-сообщения о выдающихся публицистах: А. Ф. Кони, Д. С. Лихачеве, Н. А. Бердяеве. Можно обратиться к публицистическому наследию писателей, чье творчество изучается в 11 классе: «Окаянным дням» И. А. Бунина, «Несвоевременным мыслям» А. М. Горького, публицистике В. Г. Короленко (письма к А. В. Луначарскому), А. И. Солженицына, Д. А. Гранина и др.

Опорные вопросы к упражнениям:

- Найдите признаки публицистического стиля.

- Какие языковые средства являются общими с другими стилями речи (научным, художественным)?

- За счет чего достигается эмоциональное воздействие на читателя, слушателя?

- Каковы лексические особенности данных публицистических текстов?

- Какие характерные синтаксические приемы вы обнаружили в текстах?


IV. Итоги урока

- Сформулируйте уже известные нам и новые для нас признаки, черты публицистического стиля, которые мы отметили на уроке.

Публицистический стиль обращен к слушателям, читателям, об этом говорит уже происхождение слова (publicus, лат. - общественный).

Сфера употребления публицистического стиля - общество, политика, экономика, культура.

Основная функция произведений публицистического стиля - обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействия на людей, убеждения их, внушение тех или иных идей, взглядов; побуждение к тем или иным поступкам, действиям.

Примеры областей функционирования публицистического стиля: средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии.

Важнейшие черты публицистического стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, четкость и логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для широкой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.

Языковые особенности: широкое использование общественно- политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книжной и разговорной лексики; риторические приемы (вопросы, восклицания, обращения).


Домашнее задание

Из Р-1 упр. 387, 388, 393.

Подготовиться к словарному диктанту (упр. 386, 387, 391, 394). Составить задания, аналогичные вопросам демонстрационного теста, по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.

Индивидуальные задания: найти дома или в библиотеке старые газеты (вышедшие 5, 10, 20 лет назад) и сопоставить их лексику с лексикой современных газет; то же можно сделать, сравнивая и другие языковые средства.

Опережающее задание (по выбору) - написать статью на волнующую вас тему или организовать дискуссию по актуальной, с вашей точки зрения, проблеме.






Для любых предложений по сайту: [email protected]