Все уроки русского языка 10 класс
Контрольная работа № 6. Сочинение
Цели: проверить знания учащихся в творческой деятельности; продолжить обучение работе с художественным стилем речи; воспитывать самостоятельность и ответственность, художественный вкус.
Оборудование: памятка; список жанров; сборник афоризмов.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
• Зачитайте подобранный вами дома материал.
II. Актуализация опорных знаний
• Какие требования предъявляются к творческой работе? (Четкость раскрытия мысли, языковая грамотность, соразмерность частей сочинения, сложный план)
III. Постановка целей и задач урока
Учитель. Сегодняшний урок очень ответственный. На нём вы покажете, насколько владеете материалом по стилистике художественного текста и как эти знания можете применить на практике.
IV. Подготовка к сочинению
Учитель. При написании сочинения на свободную тему желательно использовать литературный материал, свой опыт. В работах такого типа можно рассказать и об авторе высказывания.
Памятка
• Определите ведущую мысль, которую будете развивать и доказывать.
• Вспомните и отберите тот материал, который, по вашему мнению, понадобится для подтверждения этой мысли.
• В отобранном материале выделите главное.
• Составьте (доработайте) план.
• Подберите примеры, факты, цитаты, подтверждающие ваши мысли.
• Поработайте над черновиком сочинения, следуя намеченному плану (при достаточном количестве времени он может быть подробным, при ограниченном — кратким).
• Окончив сочинение (черновик), прочитайте написанное, проверьте содержание, последовательность изложения, грамотность, откорректируйте.
• Перепишите работу на чистовик.
• Проверьте написанное.
Сочинения могут быть написаны в известных вам различных жанрах:
• рассказ;
• письмо;
• дневник;
• репортаж;
• интервью и др.
V. Работа по написанию сочинения
Темы сочинений
• «Что с нею, что с моей душой?» (Е. А. Баратынский);
• «Во мне душа трепещет и пылает...» (Н. Языков);
• «Боже! На листочках облетевшей розы, как алмазы, блещут не мои ли слезы?» (Я. П. Полонский);
• «Я воспитан природой суровой...» (Н. А. Заболоцкий);
• «Вешних дней лаборатория расположена вокруг» (Н. А. Заболоцкий);
• «Вперед! Без страха и сомненья на подвиг доблестный, друзья!» (А. Плещеев);
• Люблю. Люблю людей, книги, небо, море, воспоминания и стихи.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
1. Подготовить творческие проекты по стилистике.
2. Те, кто трудится над сборником творческих работ, приглашаются на консультацию учителя.