Особенности языковых средств научного стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические

Все уроки русского языка 10 класс

Особенности языковых средств научного стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические

Цели: расширить и конкретизировать знания учащихся об особенностях языковых средств научного стиля; продолжить формирование умений и навыков использования, анализа и составления текстов этого стиля с учётом особенностей языковых средств; воспитывать точность, логичность речи.

Оборудование: (РМ) карточки для актуализации опорных знаний, опорная таблица «Научный стиль» (по 1 на парту).

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

1. Выборочная проверка подготовленных текстов научного стиля

2. Заслушивание одного стилистического анализа


II. Актуализация опорных знаний

♦ Заполните пустые строки таблицы недостающей по смыслу информацией.


Научный стиль



Стилевые черты


Жанры

Сообщение


Наука техника, обучение



Взаимопроверка по опорной таблице


Опорная таблица «Научный стиль»


Главная функция

Стилевые черты

Сферы применения

Жанры

Сообщение

Обобщенность, отвлеченность, логичность, объективность

Наука техника, обучение

Статья, монография, учебник, описание изобретения (патентное описание), реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, инструкция, реклама


III. Постановка целей и задач урока

Прослушав лекцию учителя и проведя интереснейшую практическую работу, усвоить особенности языковых средств научного стиля, научиться правильно пользоваться им.


IV. Объяснение нового материала

1. Лекция учителя

— Как вы уже знаете, для научного стиля характерна особая, необычная лексика. Она состоит из основных пластов: общеупотребительных слов, общенаучной лексики, терминологических слов и своеобразных наименований, служебных слов, организующих научную мысль. Благодаря общеупотребительной лексике язык науки сохраняет связь с общелитературным языком, не превращаясь в язык, понятный только определенной замкнутой группе людей. В зависимости от состава читателей доля общеупотребительной лексики меняется: она уменьшается в работах, предназначенных для специалистов (докторские работы, статьи в специализированных журналах), и возрастает в текстах, обращенных к широкой аудитории (иной раз превращается в научно-публицистический стиль). Слова в научных текстах чаще всего используются с обобщенным, абстрактным, отвлеченным значением.

Общенаучная лексика — это слова, не являющиеся терминами, но приближенные к ним, помогающие описать обобщенно предмет, явление: операция, базироваться, приспособление.

Терминологические слова используются в рамках отдельных наук или отдельных сфер деятельности. Имеются даже специальные словари по различной тематике: Словарь медицинских терминов, Философский словарь, Словарь литературоведческих терминов и т. п.

Пласт служебных слов, оборотов речи также весьма обширен и устойчив. Он помогает организовать научный текст или выступление на научную тему. Например, используются такие слова и обороты речи: считают, полагают, утверждают, исходя из вышесказанного, сопоставляя факты, тем не менее, с другой стороны, обобщая результаты исследования, таким образом, итак, следовательно, подводя итог и т. п.


2. Устное изложение-миниатюра

Задание для учащихся среднего уровня учебных достижений

Прослушайте текст, определите его стиль. Перескажите текст, сохраняя стиль.

Термин (от лат. terminus — граница, предел) — слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой-либо области производства, науки, искусства. Термин не только обозначает предмет, но и обязательно основан на определении. Например: Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны. Термин имеет только одно значение.

Многие термины — слова интернациональной лексики с латинским или греческим корнем: синтаксис (греч.)

Задание для учащихся высокого уровня учебных достижений

Выполните задание письменно: изложите текст, сохраняя стиль.


3. Продолжение лекции учителя

— Термин обладает строгим, четко очерченным значением. Нередко системность терминов оформляется языковыми, словообразовательными средствами. Так, в медицинской терминологии суффикс -ит- в словах обозначает воспалительные процессы: гайморит, радикулит, менингит.

Иногда научные термины являются источником пополнения литературного языка, становятся изобразительным средством:

Наша измученная земля

Заработала у вечности,

Чтоб счастье отсчитывалось от бесконечности,

А не от абсолютного нуля.

(Б. Слуцкий)

♦ А как правильно нужно произносить: нуль или ноль?

Об этом мы узнаем в конце урока.

Особенностью в области морфологии научной речи является преобладание именной лексики над глагольной. Чаще всего используются существительные (40 %), прилагательные (12 %), причастия (15 %). Глагольная лексика занимает 19 % слов.

Необходимость доказывать, убеждать, обнаруживать причины и следствия явлений влияет на то, что используются чаще всего сложные конструкции, а именно сложноподчиненные предложения.

В научной речи авторское «я», как правило, заменяется на более скромное «мы» — мы имеем теорему. Поэтому в научных текстах часто встречаются формы 1-ого лица множественного числа: рассмотрим, перейдем, обратим внимание.

Однако нужно учитывать, что перегруженность научного текста терминологией, неоправданно усложненный синтаксис портят научный стиль, делают его сложным для восприятия. К широкому кругу читателей и слушателей обращён обычно научно-популярный стиль. Он является более доступным, менее специфическим. Здесь меньше терминов, он проще в синтаксическом оформлении. Чаще используется общепринятая лексика.

При работе с научными текстами (для написания реферата, доклада и т. п.) нередко необходимо конспектирование. К примеру, если предстоит ответить оппоненту после прослушанного научного доклада. Чтобы реферат, доклад, дискуссия получились аргументированными, надо кратко записать чужие мысли, то есть самое главное. При этом помогут сокращения. Пример общепринятых сокращений — г. (город), кл. — класс, см — сантиметр. При сокращении слов нужно помнить четкое правило — усечение слова производится до гласной, группы согласных рассекать нежелательно. Так, мы сокращаем нескл.— несклоняемые, невоскл.— невосклицательное и т. д. Этому правилу противоречит лишь несколько исключений: рус. яз. — русский язык, рос. — российский, жен.— женский. Некоторые сокращения пишутся через косую черточку — б/у — бывший в употреблении, х/б — хлопчатобумажный или через точку — т. к. — так как, в т. ч. — в том числе, т. е. — то есть. При конспектировании используются и некоторые известные знаки: =, → (следовательно), +.

Черты конспекта лекции

Четкая структура: вопрос, подвопрос; определения терминов, пояснительные схемы, примеры.

Конспект-план, конспект — тезисы.


V. Закрепление

Сопоставительный анализ текстов с опорой на таблицу

Венна (работа в парах)


1-й текст

2-й текст

Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбежала к ручью. Местами ручей был застлан толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной панцирь, а порой среди льда и снега проглядывала темным, недобрым глазом живая вода. Дальше уже кончалось действие теплых ключей, ручей был покрыт пленочно-тонким льдом. По его мрамористой поверхности метались быстрые, легкие тени.

(По Ю. Нагибину)

Питание рек Украины в целом смешанное, ведь их источником питания являются талые снеговые, дождевые и подземные воды. Тем не менее большинство украинских рек питаются преимущественно талыми снеговыми водами. При этом доля тех или иных источников питания может меняться в пределах бассейна. Например, в верхней части бассейна Днепра на снеговое питание приходится около 50 %, а на дождевое и подземное соответственно 20 и 30 %.

(Из учебника физической географии Украины для 8 класса)


Задание. Сопоставьте предложенные тексты с помощью таблицы Венна по следующим параметрам:

• тема текста;

• цель создания;

• стиль;

• стилевые особенности.

Используя полученный результат, расскажите об особенностях научного текста в сопоставлении с художественным.


1 текст

Общее

2 текст

Цель создания: показать красоту зимнего ручья на различных его отрезках.

Тема текста: об особенностях реки (ручья)

Цель создания: сообщить о различных видах питания рек Украины

Стиль: художественный

Стиль: научный

Стилевые особенности: образность; средства выразительности: эпитеты, метафоры

Стилевые особенности: жанр — учебник; стилевые черты: обобщенность; термины, общенаучные слова


VI. Итог урока


VII. Домашнее задание

1. Теория по учебнику.

2. Подготовьтесь к мини-конференции на тему: «Нужна ли культура речи в наше время?»

3. Задания по уровням.

Высокий уровень

Подготовьте термины по данным темам (письменно), подготовиться к выступлению в прениях по предложенным темам (до 3 мин).

Достаточный уровень

Подготовьте выступления по темам (до 5 мин):

• «Влияние стилистики на формирование культуры речи»;

• «Молодежный сленг, или Другая реальность»;

• «Культура шутки и анекдота».

Средний уровень

Законспектируйте статью на одну из тем для выступлений.


VIII. «На закуску»

Как же правильно говорить: НОЛЬ или НУЛЬ?

Разница невелика, но она есть. Нуль — более старое слово, чем ноль. Нуль известен в русском языке с Петровского времени. Как замечает Историко-этимологический словарь П. Черных, это слово попадается в учебных тетрадях самого Петра I по арифметике! Было у нуля в те годы и другое название: «оник» (от «он» — названия буквы «О»).

Откуда взялось это слово? Во французском есть аналог слова нуль, а в шведском — ноль. В русском же только с середины XIX века появляются в словарях обе формы слова — ноль и нуль. Как же нам сейчас говорить? Словарь трудностей русского языка утверждает, что нуль — это устаревшая форма, а ноль — более современная. Есть также конструкции, в которых возможно только упоминания конкретного слова НОЛЬ или НУЛЬ: ноль целых, ноль часов, ноль внимания; сводится к нулю, температура опустилась ниже нуля.

В общем, несмотря на кажущееся равноправие ноля и нуля, поля влияния они делят довольно четко.

(По М. Королевой)






Для любых предложений по сайту: [email protected]