Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: дать общее представление о звуках и буквах русского языка, о различении звуков и букв; развивать умения правильно произносить звуки и называть буквы.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся произносить звуки, выделять звуки из слова, различать звуки и буквы, составлять звуковые модели слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка задания по учебнику (с. 44, упр. 11) Прослушивание придуманной сказки по её началу и концу.
— Назовите свой заголовок к сказке. Обоснуйте выбор заголовка.
— Как вы понимаете значение слов собака, собачонка, собачий, собаковод? Постарайтесь объяснить их написание. Обозначьте в словах ударение.
3. Актуализация знаний
— Послушайте вопросы. О каком животном идёт речь?
Кто виляет весело хвостом?
Кто умеет сторожить дом?
Кто грызёт большую кость в углу?
Кто калачиком свернулся на полу?
Кто кота прогнал из кухни прочь?
Кто пролаял напролёт всю ночь:
«Гав! Гав! Гав!»? (Собака.)
— Вспомните правило написания слова собака.
Поставьте ударение. Подчеркните ударный слог. (Собака.)
Что вы можете рассказать об этом животном? (Собака — это домашнее животное семейства псовых, родственник волку, используется человеком для охраны, на охоте, в упряжке на Севере).
Способ проверки: ПК. Тема «Ударение. Словарные слова».
— Как лает собака? («Гав! Гав! Гав!»)
Запишите словом, как лает собака. (Гав.)
Попробуйте записать звуковое обозначение этого слова, ([гаф]) Откройте учебник на странице 45. Проверьте правильность обозначения буквами и звуками этого слова.
4. Целеполагание
— Прочитайте название нашего раздела. (Звуки и буквы.)
Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? (Мы будем учиться различать гласные и согласные звуки, учиться правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.)
На странице 46 прочитайте тему нашего урока. (Звуки и буквы.) Определите познавательную задачу урока (Чем отличаются звуки от букв?)
Сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки и буквы, правильно произносить звуки и называть буквы.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 46, упр. 1)
— Постарайтесь выразительно прочитать стихотворение Е. Благининой.
Прочитайте название стихотворение. Объяснить соответствие названия и содержания текста стихотворения.
Постарайтесь определить тему стихотворения и его общее настроение.
Вспомните, когда мы говорим так: «С добрым утром!»
Подумайте, что значит слово славно.
Предложите, каким словом можно заменить слово славно.
Произнесите слово пою.
Определите количество слогов, букв и звуков в этом слове. Подчеркните правильные ответы.
На доске запись:
2 слога, 3 слога, 4 слога
2 буквы, 3 буквы, 4 буквы.
2 звука, 3 звука, 4 звука
(Пою — 2 слога, 3 буквы, 4 звука.)
2. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (с. 46, упр. 2)
— Прочитайте предложения.
Догадайтесь, какие слова пропущены. Используя слова для справок, восстанови предложения. (Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы называем, пишем и видим.)
Запиши составленные предложения в тетрадь.
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
— Прочитайте рубрику «Обрати внимание!»
Из каких звуков складываются слова? (Из звуков человеческой речи.)
При помощи чего образуются звуки? (При помощи органов нашей речи: языка, губ, зубов, голосовых связок.)
Работа с зеркалом.
— Поставьте перед собой зеркало.
Произнесите звуки [а], [у], [м].
Поблюдаем, как образуется звук.
[а] — губы округляются, рот широко раскрыт, звучит голос, воздух проходит свободно;
[у] — губы вытягиваются в трубочку, рот раскрыт меньше, также звучит голос, воздух проходит свободно;
[м] — губы смыкаются, создают преграду для прохождения воздуха.
— Постарайтесь сделать вывод, как образуются звуки. (Любое произносимое слово состоит из звуков, звуки образуются органами нашей речи и воспринимаются на слух.)
А что такое буква? (Буква — это знак, созданный для обозначения звуков речи. Написанное слово состоит из букв и воспринимается органами зрения.)
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 47, упр. 3)
— Поставьте перед собой зеркало. Произнесите слова утро, трактор, врач, птица.
— Понаблюдайте, смотря в зеркало, как при произнесении этих звуков движутся губы и зубы, как по-разному прикасается язык к участкам рта. Расскажите о своих наблюдениях.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 47, упр. 4)
— Рассмотри картинки.
Произнесите слова-названия предметов (Аист, слон, сом.) Нарисуйте звуковые схемы слов.
Запишите слова буквами.
— Объясните, почему в звуковых схемах слов слон, сом вы не поставили ударение. (В односложных словах ударение не ставится.)
7. Самостоятельная работа
Работа в тетради (упр. 1)
— Дорисуйте звуковые схемы к словам пальто, окунь, маяк, раки.
Способ проверки: соотнести слова, записанные на доске заранее, со звуковыми схемами слов или ПК. Тема «Ударение. Упражнение из рабочей тетради (1)» — составление звуковых схем слов.
8. Домашнее задание
Выполните задание в рабочей тетради, упр. 2.
9. Подведение итогов урока
— Ответьте, из чего складываются слова?
Как обозначаются звуки речи на письме?
— Попробуйте записать звуковое обозначение слова кот. ([кот]) Попробуйте записать звуковое обозначение слова кит. ([к'ит])
10. Рефлексия
— Постарайтесь закончить предложения.
Сегодня я узнал...
Мне было интересно...
Мне было трудно...
У меня получилось ...
Меня удивило...