Закрепление знаний о звуках русского языка. Обозначение звуков на письме и при печатании

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Закрепление знаний о звуках русского языка. Обозначение звуков на письме и при печатании

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети получат представление о буквах как знаках, обозначающих звуки русской речи;

• сформируют умение определять количество звуков в словах и их последовательность;

• научатся различать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух;

• научатся находить ударные и безударные слоги и соответственно находить ударные и безударные гласные звуки;

• различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

• логически мыслить при пересказе текста;

• будут стремиться больше узнать на уроке и из художественных книг домашней библиотечки.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— На предыдущих занятиях мы научились вести диалог. Задавать и отвечать на вопросы. Узнали звуки русской речи, можем дать характеристику каждому звуку, составить звуковую схему слова.

Сегодня мы повторим и практически закрепим учебный материал, изученный на предыдущих уроках.


2. Мотивация учебной деятельности

— На какие две группы делятся все звуки русской речи? (На гласные и согласные звуки.)

На какие две группы делятся согласные звуки в русской речи? (На твёрдые и мягкие согласные звуки.)

Прочитайте фамилию известной детской писательницы. Рассмотрите картинки по порядку.



— Произнесите название каждого предмета. Возьмите только один первый звук и соедините эти звуки в слово. Это и есть фамилия детской писательницы. Вспомните и назовите её имя и отчество. (Это Агния Львовна Барто.)

Дайте характеристику первым звукам. Назовите её произведения.

Доскажите недостающий слог. Покажите схему этого слога и назовите новое слово. Покажите схему слога ра. Прикрепите её на доску.



Рассмотрите иллюстрацию (с. 18). Что это за сказка? («Белоснежка и семь гномов».)

Расскажите, как Белоснежка оказалась в домике у семи гномов?

Что увидела Белоснежка, когда вернулась с прогулки? (Она увидела, как гномы старательно прибирают домик.)

Какая мебель находится в горнице у гномов? (Шкаф, стул, стол.) Произносите слова по порядку и показывайте, какой слог-слияние есть в этом слове.

Дети показывают цветную схему слога-слияния.

— Скажите, какие встретились вам звуки-примыкания перед и после слога-слияния.

Теперь познакомимся с ещё одним замечательным писателем и поэтом. Иллюстрация к какому произведению изображена на с. 19 и кто автор? (Это «Муха-Цокотуха», Корней Иванович Чуковский.)

Послушайте музыкальную запись отрывка из этого произведения.

— Кто пришёл в гости к Мухе-Цокотухе? (Дети называют гостей Мухи).

— Какой отрывок из этого произведения вам хотелось бы прочесть?

Дети читают известные им отрывки.

— Давайте попробуем рассказать это же произведение, но только в прозе. Используя данный сюжет, составьте текст из нескольких предложений. Запишите графический диктант.

Дети составляют рассказ «цепочкой». Один ученик выставляет на доске схему первого предложения. Затем второго и т. д. Идёт работа в тетради для печатания.

Муха-Цокотуха

Муха-Цокотуха пошла на базар. Вдруг она нашла копеечку. Муха устроила праздник. Пришли гости. Злой, коварный паук схватил Муху. Цокотуху спас маленький комарик.

— Назовите гостей. Кто сидит за столом у Мухи-Цокотухи?

Выполните слого-звуковой анализ слов: муха, жук, оса, комар.

image68

— Назовите слоги-слияния в каждом слове. Почему в слове жук один слог? (В этом слове один гласный звук.)

Назовите первый слог в слове оса? (Это о-.)

Из скольких звуков он состоит? (Из одного гласного звука.)

Какой вывод мы из этого сделаем? (Слог может состоять из одного гласного звука.)

Как одним словом можно назвать всех тех, кто сидит за столом у Мухи? (Это насекомые.)

Будет ли злодей тоже насекомым? Почему? (У паука 8 лапок.)

Закрепление знаний о звуках русского языка...

За всё это время мы научились слышать звуки, составлять схемы предложений, слов. Только читать не умеем! И сейчас узнаем почему.

С помощью рук покажите, как вы выполните те или иные действия: 1) возьмите со стола книгу; 2) возьмите хрустальную вазу; 3) поднимите клубочек с ниточкой. А теперь «поднимите» звук: а-а-а-а.

Дети озадачены, но пытаются выполнить задание учителя.

— Звук мы слышим, и его невозможно поймать, взять в руки. Но мы можем дать ему значок. Вот такой — А, а. Этот значок называется буквой. И когда мы каждому звуку присвоим свой значок — букву, таких букв будет 33. Они встанут друг за другом и образуют алфавит. Слово алфавит получилось из двух греческих букв альфа и вита: алфавит. Откройте учебник на с. 124-125, рассмотрите картинки, назовите предметы. Посмотрите, каким значком, буквой обозначается каждый новый звук.

Вот теперь вы сможете «поднять» букву, обозначающую звук. Букву мы видим и можем написать её. Послушайте загадки.

Сели на странички

Тридцать три сестрички.

Сели рядом — не молчат,

Нам загадки говорят...

(Буквы)


Его не видно,

В руки не взять.

Но зато слышно...

(Звук)

— Сейчас я загадаю загадки о помощниках звуков и букв.

Тридцать два молотят,

Один поворачивает.

Что это? (Язык и зубы)


Стальной конёк по белому полю бегает,

За собой чёрные следы оставляет.

Что это? (Ручка)

— Таблица «Алфавит» будет висеть у нас в классе. Мы очень часто будем обращаться к ней за помощью. Заучивая новую букву, повторяйте алфавит и помните, что у каждой буквы есть своё название.


3. Рефлексия учебной деятельности

— Какие звуки мы называем гласными? Какие звуки мы называем согласными? Для чего человек придумал буквы? Теперь вы сможете написать и прочитать обо всём на свете. Но для этого нужно прежде всего выучить алфавит.






Для любых предложений по сайту: [email protected]