Образование слога

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Образование слога

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся выделять в словах слог-слияние;

• познакомятся с твёрдыми и мягкими согласными звуками, их графическим обозначением на схеме;

• научатся практически различать ударные и безударные слоги и соответствующие им гласные звуки;

• уяснят, что количество слогов зависит от количества гласных в слове;

• познакомятся с понятием «мимика»;

• пополнят свой словарный запас.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— На прошлом уроке мы познакомились со слогом- слиянием и научились выделять его в слове. Что это за слог? Узнали, что слог может состоять из одного гласного звука. Какие бывают гласные звуки в слове? (Ударение падает на один гласный звук, другие гласные в слове называются безударными.) А сегодня мы узнаем, как образуется слог и какие бывают слоги.


2. Мотивация учебной деятельности

— Сейчас мы будем давать очень быстрые ответы. Это позволит нам перейти к новому материалу.

1-е задание — назовите слова с противоположным значением.

2-е задание — назовите количество слогов и ударный слог.

порядок — (беспорядок)

чёрный — (белый)

низкий — (высокий)

жёсткий —...

чистый — ...

светлый —...

голодный —...

маленький — (большой)

медленный — (быстрый)

прилежный — ...

толстый —...

умный —...

закат —...

смелый —...

— Какого человека называют прилежным? (Прилежный — это старательный человек, который любое дело выполняет очень аккуратно, с прилежанием.)

Кто такой прилежный ученик?

Как называют неприлежного человека? (Неряшливый. Неряха.) Подумайте, о каком звуке идёт речь в стихотворении?

Воздух свободно идёт через рот.

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается...

(Гласный)

— Как называются звуки, которые не тянутся, не поются, произносятся с препятствием? (Согласные.)

Какие предметы делают наш класс уютным, удобным? (Парта, стол, стул, доска, шкаф.)

Назовите их одним словом? (Мебель.)

Как слышится звук [л] в словах сто(л), сту(л)? А мебе(л')? Что это за согласный звук? (Один слышится твёрдо, другой мягко.)

Отдельные согласные звуки произносятся и твёрдо, и мягко. Вспомните мебель в своей комнате. Дополните ряд предметов в группу «мебель». Составьте к ним схемы.

Какая сказка изображена в учебнике на с. 16-17? (Это сказка «Волк и семеро козлят».)

Расскажите, что здесь произошло?

Дети делают краткий пересказ сказки. Учитель следит за речью и связным изложением текста.

— Каков порядок в комнате? (Здесь был кто-то злой и грубый.)

Как художник подсказал нам, что здесь был именно волк? (В окошко мы видим морду волка.)

Выполните схемы к словам: табурет, скамейка, шкаф, чугунок, ухват, подушка, бусы, корзина, картина, коза, молоко, часы, чашка, горох.

Мы научились записывать слова с помощью звуковых схем. Догадайтесь, какие предметы я взяла из сказки? В этом вам помогут схемы.

Запись на доске.

Одежда — image58

Приспособление для света в доме — image59

Украшение любого жилища — image60

Что это за слова? (Тулуп, окно, цветы и др.)

Посмотрите на схему слова печка в учебнике на с. 15. Объясните, как она составлена.

Вспомните сказки, в которых была печь. («По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Лиса и Заяц», «Щи из топора»...)

Обратите внимание на схему слова кот. А теперь сами составьте схему к слову котик. Что вы заметили в этих схемах? (Во втором слове два слога-слияния.)

Как вы узнали сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

А теперь поиграем в рифму. Я начинаю — вы договариваете фразу.

Рок-рок-рок — я нашёл... (один грибок).

Ра-ра-ра — я нашёл... (два гриба).

Бы-бы-бы — я нашёл... (в лесу грибы).

Рик-рик-рик — по лесу идёт... (грибник).

Рук-рук-рук — поедим... (грибной мы суп).

Ят-ят-ят... (а на пне-то пять опят).

— Какие слова мы образовали только от одного слова гриб! Выберите любое слово гриб, грибок, грибы, грибки, грибник, грибница и запишите к нему схему. Произнесите слово гриб и скажите, все ли согласные произносятся одинаково, если нет, то почему. Составьте предложения со словами, которые вы выбрали. Запишите схему. Прочитайте выразительно.

Мимика — это различное выражение лица.

Учитель раздаёт детям маски, изображающие проявление разных чувств на лице — радости, испуга, удивления, лени и т. д.

— Выразите чувства, когда видите большой гриб, маленький грибок, когда видите в лесу лося и т. д. Используйте движения, мимику, голос.

Отгадайте загадку: «Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу». (Петух.)

Найдите подходящую маску для лентяя, которого разбудил наш герой.

Сколько слогов в слове петух? (Два.)

Назовите первый слог? (Пе — слог-слияние.)

Сколько звуков в этом слоге? (Два, [п’], [э].)

Какой первый? (Первый звук [п’].)

Он гласный или согласный? (Согласный.) Как он произносится? (Мягко.)

Обозначаем слияние, где согласный звук мягкий, карточкой зелёного цвета. У нас появилось два разных слога-слияния. Теперь слушаем звучание согласного звука. Назовите второй слог. Сколько звуков? (Три, [т], [у], [х].)

Назовите слог-слияние? (Слог ту.)

Какой первый звук? (Звук [т] — твёрдый согласный звук.)

Обозначим твёрдый согласный звук карточкой синего цвета. Назовите третий звук? (Звук [х].)

Он твёрдый согласный звук. Возьмём карточку синего цвета. У нас получилась цветная схема к слову петух.


3. Рефлексия учебной деятельности

— Какие гласные звуки в слове слышатся неясно?

Каким цветом будем обозначать гласные звуки? Согласные?

Почему для обозначения согласных звуков мы берём два цвета?






Для любых предложений по сайту: [email protected]