Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звук [и]. Буква И, и. Закрепление
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети продолжат формировать умения выделять звук [и] из речи;
• научатся правильному артикулированию и озвучиванию буквы и;
• различать понятия «звук» и «буква»;
• выучат алгоритм слого-звукового разбора слов;
• закрепят знание о слогообразующей функции гласного звука;
• познакомятся с обозначением мягкости согласного звука при сочетании его со звуком [и];
• сформируют умение пересказывать хорошо знакомые детские произведения, правильно строить предложения, интонационно грамотно оформлять их при пересказе;
• сформируют навыки чтения.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Какой звук вы изучили на прошлом уроке? Чем отличается этот звук от звуков [а] и [о]? Сегодня повторим все наши знания и приведём их в систему.
2. Мотивация учебной деятельности
Чтение пословиц читающими детьми (с. 28).
Нет друга — ищи, а нашёл береги.
Дело учит, дело мучит, дело кормит.
Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Подчеркните букву и.
3. Работа по теме урока
— Составьте слова, объясните их значение.
— Ребёнок по стрелочкам передвигает указку и читает слова. Делит на слоги, произносит с правильной постановкой ударения. Далее с каждым словом по алгоритму работает по вопросам: Сколько в слове слогов? В каком слоге слышим звук [и]? На какой слог падает ударение?
— Произнесите ударный звук. Что обозначает это слово?
Послушайте строки из стихотворения С. Маршака и скажите, о каком времени года в них говорится?
Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Какое это временя года? (Зима.)
Скажите это слово чётко и составьте его схему. Скажите, как слышатся согласные звуки с разными гласными звуками?
Я произнесу отрывок, а вы назовите слова, в которых слышится звук [и]. (Слова иней, иглы, ели, ветви.) Что такое иней?
О каких иглах идёт речь? (Об иглах ели.) Как называются деревья, у которых листочки — иголочки? Как называются эти иголочки? (Это хвоинки, а деревья называются хвойными.)
Отгадайте загадки.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый годя главная.
(Ёлка)
Зимой и летом одним цветом. (Сосна, ель)
— Назовите ещё хвойные деревья. (Сосна, лиственница, кедр, пихта, можжевельник.) Какое дерево среди них особенное?
А какие ещё иглы есть в природе? (Иглы у ежа. Иглы для шитья.)
Вспомните загадку про лесное животное. Я начну: Под соснами... (Под ёлками бежит мешок с иголками.)
Мы с вами узнали два значения слова игла. Какое же третье значение слова игла?
Быстрая, блестящая
Мастерица настоящая.
За труд не требует наград.
Весь мир её обновкам рад.
(Иголка швейная)
— Придумайте предложение с новым значением слова — иглы, иголка. (Таня вдела в иголку нитку. Иголка была остра и тонка. Нитка была красна. Хорош получился маку Тани.)
Запишите схему второго предложения. Найдите слово, которое состоит из одной буквы. (Это четвёртое слово и.)
Что нового мы узнали о звуке [и]? (Звук [и] может обозначать целое слово.)
Рассмотрите картинки на странице 30 (верхний ряд.) Что вам хочется сделать с этими предметами? (Ёжика хочется погладить. Веточку сосны хочется понюхать. Иголку хочется взять в руки и вышить цветочек.)
В каких предложениях вы услышали маленькое слово ы? Отгадайте загадку.
Днём молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает и
Прохожих пугает.
(Филин)
— Напечатайте схему этого слова. Назовите слоги-слияния. Какие гласные звуки слышите? Где слышите звук [и]? (После согласных звуков.)
Как при этом произносятся согласные звуки? (Мягко.)
Составьте предложения к картинке на середине листа с. 30.
Куда собрался мальчик (с. 34)? Что у него за плечами? Что он взял с собой в школу? Как одним словом назовёте эти предметы? (Учебные вещи, принадлежности.)
Я перечислю учебные принадлежности, а вы назовите гласные звуки, которые слышите в словах: карандаш, ластик, альбом, книга.
А теперь поработаем с карточками. К слогу с карточки добавьте слог так, чтобы получилось слово.
(Фи (филин), ли (лиса, липа), хи (хитрая), ти (тихий), зи (зима), ми (Миша), си (сила), ки (кисточка, киты), ди (диван).)
— Как согласный звук читается с гласным [и]? Посадим слоги-слияния на мягкий диванчик.
Учитель показывает картинки. Дети выставляют гласные буквы, которые есть в этих словах-отгадках.
Сам худ, а голова с пуд.
(Молот — о, о)
В брюхе баня,
В носу решето,
На голове пупок.
Всего одна рука,
И та на спине.
(Чайник — а, и)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня,
Езжу сразу на обоих...
Что за кони у меня?
(Коньки — о, и)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива — а, и, а)
— Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.
Учитель показывает рисунки: мох, такси, мак, лодки. Дети показывают буквы, обозначающие гласные звуки в этих словах, — И, О, А.
— Какие звуки обозначают эти буквы? (Эти буквы обозначают гласные звуки [и], [о], [а].)
Какими свойствами обладают эти звуки? Как мы показали это на ленте букв? Какого цвета домик выберем мы для и? (Красный, в нижнем ряду, так как буква и обозначает гласный звук.)
Без чего не может жить человек? (Без имени.)
Скажите, чьё имя начинается со звука [и]? (Илья, Иван, Ирина.)
С какой буквы мы начали бы писать эти имена людей? (С заглавной И.)
Имена людей называются именами собственными. Они принадлежат одному человеку. Это его собственное имя.
— Правильно ли расположены иллюстрации к сказке? Этот ряд картинок к тексту называется картинным планом. Как называется эта сказка? («Лиса и Журавль».) Давайте её прочитаем и перескажем.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Какую пословицу можно вспомнить, когда хорошо сделана вся работа? Почему гласный звук [и] не похож на ранее изученные звуки? Что ещё может обозначать одна буква и? (Целое слово.)