Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звук [ы]. Буква ы
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети узнают и запомнят букву ы, обозначающую звук [ы];
• научатся грамотно проводить слого-звуковой анализ слов, деление слов на слоги, выделять ударный слог;
• выявлять различие в произношении согласных звуков с [и] и [ы];
• научатся вести диалог с учителем, товарищами;
• приобретут желание общаться друг с другом, терпимость и уважение к чужому мнению;
• научатся давать оценку литературным героям.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Какие буквы вы изучили на предыдущих уроках? Сегодня мы узнаем ещё один звук. Это очень интересный звук и буква, его обозначающая.
2. Мотивация учебной деятельности
— Послушайте наш девиз дня: Ученику — удача и учителю — радость.
Как вы понимаете первую часть пословицы: ученику — удача? (Когда нам бывает хорошо и радостно в школе.) Как вы понимаете вторую часть пословицы: учителю — радость? (Когда учитель радуется успехам своих учеников.)
— Какие пословицы из ранее изученных вам запомнились? Употребляете ли вы их в своей речи? Когда? Подчеркните слоги-слияния с знакомыми звуками.
3. Работа по теме урока
— Как начинаются русские народные сказки? (Жили- были...; Однажды повстречалась...; Это было давным-давно...)
Это зачин сказки. Какую подпись вы сделали бы под картинкой на с. 31? (Подружилась Лиса с Журавлём.)
Какую подпись вы сделали бы под второй картинкой? (Журавль в гостях у Лисицы.)
Какую подпись вы сделали бы под третьей картинкой? (Лиса в гостях у Журавля.)
Какую подпись вы сделали бы под четвёртой картинкой? (Вот и дружбе конец.)
Какой вам показалась Лиса в этой сказке? Как Журавль проучил Лису? Что хотел показать Журавль Лисе, когда приготовил окрошку в высоком кувшине с узким горлышком? Запишите схему названия сказки. Сделайте слого-звуковой разбор слова лиса. Какие знакомые звуки вам повстречались? Чем похожи эти звуки и чем различаются? (Оба звука гласные. Они оба могут образовать слог и т.д.)
Проводится игра «Большой — маленький» на с. 30.
— Уменьшите по размеру предметы, которые мальчик надевал на себя, собираясь в школу: шарф, пальто, шапка, рубашка, майка, жилет, пиджак, свитер, шуба.
Что это за предметы? (Одежда.)
Какой из перечисленных предметов не относится к группе предметов «одежда»? (Шапка, шарф.)
Шапка — что это такое? (Головной убор.)
Продолжите ряд «головные уборы»: шляпа, кепка, тюбетейка, платок, шаль, панама, бейсболка, каска...
Перечислите головные уборы, в названии которых слышится только гласный звук [а]. (Шапка, каска, шаль, панама.)
Дети могут назвать и слово шляпа. Этот вариант тоже надо принять пока без объяснения.
В каком слове слышны сразу три изученных гласных звука? (Пилотка.)
Проводится игра «Один — много».
— Перечислите вещи, которые мы обуваем на ноги. (Тапки, туфли, сапоги, боты, босоножки, сандалии, валенки, ботинки, кроссовки и т.д.).
Что это за предметы? (Обувь.)
Обратите внимание на слово сапоги. Назовите гласные в этом слове? ([а], [о], [и].)
Какие гласные мы слышим в слове боты? ([о], [ы])
Произнесите только последний слог, хорошо протяните последний звук. (Ты-ы-ы-ы).
Назовите этот звук. ([ы-ы-ы-ы])
Какой это звук? (Гласный звук. Он хорошо тянется, произносится с помощью голоса.)
Произнесите ещё раз последний слог в слове сапоги, а потом ещё раз последний слог в слове боты. Сравните звучание гласных на конце слова. (Согласный в первом слове -ги произносится мягко, а во втором слоге согласный -ты произносится твёрдо.)
Следует запомнить, что при произнесении звука [ы] нижняя челюсть выдвигается вперёд, рот прикрыт, видна лишь маленькая щёлочка. Звуки [и] и [ы] немного похожи. Но есть существенное различие, о котором нужно помнить.
Повторите ещё раз отличие гласных звуков [ы] и [и]. (Согласные звуки с гласным [и] читаются мягко, а с гласным [ы] — твёрдо?) Попробуйте сделать цепочку из слов. Каждое последующее слово начинается с последнего слога предыдущего слова.
Даются группы картинок: 1) косы, 2) сыры, 3) рыбы, 4) быки, 5) киты, 6) тыква. Под ними схема слов для читающих детей.
— Назовите слово. Произнесите его по слогам. Выделите гласные звуки. Скажите, как звучит согласный звук с данным гласным? (Согласные читаются с ы твёрдо.)
— К какой группе гласных следует отнести звук [ы]? (Звук [ы] очень похож на звуки [о], [о].)
Чем он отличается от звука [и]? (Со звуком [ы] согласные читаются твёрдо, со звуком [и] согласные читаются мягко.)
Какое слово нам это хорошо докажет? (Бы-ки.)
Какой буквой обозначается звук [ы]? (Заглавной ы нет.)
Учитель читает стихотворение Е. Благининой (с. 32).
— Как вы понимаете эти строки? (С буквы ы слова не начинаются; ы стоит в середине слова и на конце. Заглавной ы нет.)
В нижнем левом стихотворении найдите буквы ы (с. 32).
Обратите внимание на звуковые схемы и предметы: один шар и два шара (с. 33). Прочитайте слова, обозначенные схемой. (Шар и шары.)
Назовите знакомые звуки в первом слове? (В первом слове шар слышим звук [о]. Во втором слове шары слышим звуки [о] и [ы].)
Какой слог во втором слове ударный? Какой звук ударный? (Ударный второй слог. Ударный гласный ы.)
Почему не поставили знак ударения в первом слове? (В этом слове один слог, поэтому знак ударения не ставится.)
Читающие дети читают стихотворение В. Берестова. Звук [ы] они нарочито протягивают. Все остальные указочкой ведут по строчке.
Ребёнок читает стихотворение И. Гамазковой и Е.Григорьева.
— Что мы узнали о звуке [ы] и букве ы?
Кого видите на картинке (с. 32)? (Мыши едят сыр. Солдата с ружьём в бочке везут мыши. Мыши взяли его в плен.)
Давайте прогоним мышей. Покричим: кыш, кыш. Какой гласный звук мы слышим в этом слове? (Слышим звук [ы].)
Итак, представляем... кладовка пуста. Что делал солдат в кладовке? (Солдат сторожил в кладовке головку сыра.)
Продолжим дальше. (Вдруг он услышал... в комнате наверху шуршанье. Солдат поднялся по лестнице. Там никого не было. А в это время...)
Рассказ составляется до конца. Учитель показывает детям, что можно составить разные рассказы. И дети дома составят свою сказку.
Составьте предложения по картинке (с. 32).
Готовые схемы учитель даёт на доске. Дети выбирают.
Предложения сделаем более красивыми. К лучшим предложениям составим по всем правилам схемы.
Найдите на картинке слова, в которых встречается звук [ы]. Укажите, в каком слоге. Произнесите слово с ударением. (Часы, дыры, колбасы, мышь, сыр, пуговицы, цифры, крынки, штык, бутыли, хвосты, усы и др.)
Как пыхтит тесто? (Пых-пых.)
Как прогоняют мышей, ворон, воробьёв? (Кыш-кыш.)
Как фырчит ёжик? (Фыр-фыр.)
Что выше крыши, ловчее мыши? (Дым.)
Составьте звуковые схемы к этим словам? Что вы про схемы скажете? (Схема будет одна для всех слов.)
Какой гласный звук помог справиться нам с этим заданием? (Звук [ы].)
Как слышатся согласные звуки, которые входят в слог-слияние с гласным ы?
4. Рефлексия учебной деятельности
— Откройте ленту букв и подумайте, где место буквы ы? Объясните, почему вы так думаете?
Составьте одно предложение к картинке на с. 33.
Мальчика назовём Рома.
Украсьте это предложение. Сделайте его новым.
Прочитайте вывод на с. 33.