Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звук [ы]. Буква ы. Повторение
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся выделять звук [ы] в речи и озвучивать букву ы;
• осознанно проводить слого-звуковой разбор слова;
• научатся пользоваться карточками для составления звуковых схем и схем иного вида;
• выполнять задания учителя, проводить самопроверку выполненного задания в парах;
• разовьют фонематический слух.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Мы познакомились с необычной буквой ы, которая бывает только маленькой. Сегодня мы познакомимся ещё с одним необычным свойством звука буквы ы.
2. Мотивация учебной деятельности
— Объясните смысл пословицы: Умел ошибиться, умей и поправиться. (Если ошибся в чём-либо: совершил проступок, допустил ошибку в учебной работе, нужно найти в себе силы признаться и исправиться.)
А теперь послушайте пословицу на с. 32. Объясните её смысл.
3. Работа по теме урока
— Я назову слово, а вы придумайте слово с противоположным значением, то есть слово-наоборот.
Слова для работы: белый — (чёрный), сильный — (слабый), сухой— (мокрый), тёплый — (холодный), лёгкий — (тяжёлый), длинный — (короткий), глупый — (умный), толстый — (тонкий), сладкий — (горький), ранний — (поздний), весёлый — (грустный).
Слова с противоположным значением называются словами- антонимами. Возьмите пару слов и составьте с ними предложения: лёгкий — тяжёлый.
Дети составляют два предложения. Уточняют смысл этих слов в тексте.
— Произнесите слова про себя, то есть тихо и повторите только последние слоги. Как слышатся согласные звуки в слогах-слияниях? (Слог -кий. Слог-слияние в этом слоге -ки. Согласный звук [к'] произносится мягко, потому, что за ним следует гласный звук [и]. Слог -лый. Слог- слияние -лы. Согласный звук [л] произносится твёрдо, так как за ним следует гласный звук [ы].)
Возьмите пару слов: толстый — тонкий.
Проводится аналогичная работа.
— Игра «Собери слоги». Я подарю вам один слог-слияние ка. А себе возьму слоги, в которых по три звука. Я произношу свой слог, а вы хором повторяете свой. Выберем толкователя слов, кто будет рассказывать нам смысл слов.
Маленькая муха — (муш-(ка)). Маленький серый зверёк — (мышка). Старенькая, но любимая игрушка — (миш-(ка)). Пуш-ка — боевое орудие. Пыш-ка — румяный пирожок без начинки.
А теперь придумаем пары слов один—много. Какой звук слышите на конце слов? ([ы]). Какая разница между этими словами? Можно ли узнать, сколько в слове слогов, не деля его на слоги? (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.)
Рассмотрите картинки: сыр, мыло, куры. Какая одна и та же буква есть во всех словах? ([ы]).
Учитель оставляет и печатный вариант для читающих детей: сыр, мыло, куры.
— Аналогично работаем с картинками: раки, мак, астры или р-ки, м-к, -стры. Далее картинки: косы, мох, замок или к-сы, м-х, зам-к.
Возьмите слово м_л. Что это за слово? Какие буквы потерялись в этих словах? (Буквы а, и, ы.)
— Мы узнали очень интересную вещь: в зависимости от того, какую букву мы вставим в слово, может измениться смысл слова, получиться другой предмет.
Отгадайте загадки про себя и выберите рисунки.
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.
(Ива — [и])
Ива — это сколько деревьев? А когда много деревьев? (Это ___________________ .)
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытом, да не лошадь.
(Ослик— [о])
Придумайте такое слово, чтобы животных было много, а на конце был звук [ы]. (Ослы.)
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
(Тыква — [ы])
А много?
Он большой, как мяч футбольный.
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?
(Арбуз — [а])
А много?
— Можете нарисовать только один рисунок. На остальных листочках напишите первые буквы отгадок. Рассмотрите рисунки в низу страницы 34. Подумайте, какие звуки [и] или [ы] слышите вы в названиях этих предметов? (Мишка — [и], мышка — [ы], сыр — [ы].)
В тетради для печатания выполните звуковые схемы этих слов. Где слышатся [ы], где [и]? Аккуратно впишите ы. Как слышится звук [м] в этих разных словах? (В одном слове он произносится мягко, а в другом твёрдо.)
Как это показать на схеме? Возьмите два карандаша — синий и зелёный и напишите буквы [м] и [м'] на своих местах в схемах. Теперь поделите слова на слоги. Поставьте ударение. Выделите ударный слог.
Прочитайте буквы гласных звуков, с которыми согласные читаются мягко. Какой звук, очень похожий по звучанию на [и], даёт букву, с которой согласные читаются твёрдо? С какими ещё гласными буквами согласные читаются твёрдо? Что за буквы будут жить на нижнем этаже в домике гласных?
Расскажите по иллюстрациям (с. 35) сказку «Курочка Ряба». Почему сказку назвали «Курочка Ряба»? Почему именно Ряба? (Курочка рябенькая, пёстренькая. Вот и назвали Ряба.)
Расскажите сказку, запишите каждое предложение в виде схемы. Встретится маленькое слово и, отметьте его галочкой.
1. Жили-были дед и баба.
2. Снесла им курочка яичко.
3. Яичко упало и разбилось.
4. Дед плачет.
5. Баба плачет.
6. А курочка кудахчет.
Вот так можно записать целую сказку.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что мы повторили об изученных звуках и буквах?
Почему на ленте букв и стоит строго под буквой ы?
Чем ы отличается от гласных букв а, о. (Нет большой буквы ы. Слова не начинаются с гласной буквы ы.)