Звук [ы]. Буква ы. Повторение

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звук [ы]. Буква ы. Повторение

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся выделять звук [ы] в речи и озвучивать букву ы;

• осознанно проводить слого-звуковой разбор слова;

• научатся пользоваться карточками для составления звуковых схем и схем иного вида;

• выполнять задания учителя, проводить самопроверку выполненного задания в парах;

• разовьют фонематический слух.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Мы познакомились с необычной буквой ы, которая бывает только маленькой. Сегодня мы познакомимся ещё с одним необычным свойством звука буквы ы.


2. Мотивация учебной деятельности

— Объясните смысл пословицы: Умел ошибиться, умей и поправиться. (Если ошибся в чём-либо: совершил проступок, допустил ошибку в учебной работе, нужно найти в себе силы признаться и исправиться.)

А теперь послушайте пословицу на с. 32. Объясните её смысл.


3. Работа по теме урока

— Я назову слово, а вы придумайте слово с противоположным значением, то есть слово-наоборот.

Слова для работы: белый — (чёрный), сильный — (слабый), сухой— (мокрый), тёплый — (холодный), лёгкий — (тяжёлый), длинный — (короткий), глупый — (умный), толстый — (тонкий), сладкий — (горький), ранний — (поздний), весёлый — (грустный).

Слова с противоположным значением называются словами- антонимами. Возьмите пару слов и составьте с ними предложения: лёгкий — тяжёлый.

Дети составляют два предложения. Уточняют смысл этих слов в тексте.

— Произнесите слова про себя, то есть тихо и повторите только последние слоги. Как слышатся согласные звуки в слогах-слияниях? (Слог -кий. Слог-слияние в этом слоге -ки. Согласный звук [к'] произносится мягко, потому, что за ним следует гласный звук [и]. Слог -лый. Слог- слияние -лы. Согласный звук [л] произносится твёрдо, так как за ним следует гласный звук [ы].)

Возьмите пару слов: толстый — тонкий.

Проводится аналогичная работа.

— Игра «Собери слоги». Я подарю вам один слог-слияние ка. А себе возьму слоги, в которых по три звука. Я произношу свой слог, а вы хором повторяете свой. Выберем толкователя слов, кто будет рассказывать нам смысл слов.

Маленькая муха — (муш-(ка)). Маленький серый зверёк — (мышка). Старенькая, но любимая игрушка — (миш-(ка)). Пуш-ка — боевое орудие. Пыш-ка — румяный пирожок без начинки.

А теперь придумаем пары слов один—много. Какой звук слышите на конце слов? ([ы]). Какая разница между этими словами? Можно ли узнать, сколько в слове слогов, не деля его на слоги? (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.)

Рассмотрите картинки: сыр, мыло, куры. Какая одна и та же буква есть во всех словах? ([ы]).

Учитель оставляет и печатный вариант для читающих детей: сыр, мыло, куры.

— Аналогично работаем с картинками: раки, мак, астры или р-ки, м-к, -стры. Далее картинки: косы, мох, замок или к-сы, м-х, зам-к.

Возьмите слово м_л. Что это за слово? Какие буквы потерялись в этих словах? (Буквы а, и, ы.)

— Мы узнали очень интересную вещь: в зависимости от того, какую букву мы вставим в слово, может измениться смысл слова, получиться другой предмет.

Отгадайте загадки про себя и выберите рисунки.

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит.

(Ива — [и])

Ива — это сколько деревьев? А когда много деревьев? (Это ___________________ .)

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытом, да не лошадь.

(Ослик— [о])

Придумайте такое слово, чтобы животных было много, а на конце был звук [ы]. (Ослы.)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

(Тыква — [ы])

А много?

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый — все довольны,

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?

(Арбуз — [а])

А много?

— Можете нарисовать только один рисунок. На остальных листочках напишите первые буквы отгадок. Рассмотрите рисунки в низу страницы 34. Подумайте, какие звуки [и] или [ы] слышите вы в названиях этих предметов? (Мишка — [и], мышка — [ы], сыр — [ы].)

В тетради для печатания выполните звуковые схемы этих слов. Где слышатся [ы], где [и]? Аккуратно впишите ы. Как слышится звук [м] в этих разных словах? (В одном слове он произносится мягко, а в другом твёрдо.)

Как это показать на схеме? Возьмите два карандаша — синий и зелёный и напишите буквы [м] и [м'] на своих местах в схемах. Теперь поделите слова на слоги. Поставьте ударение. Выделите ударный слог.

Прочитайте буквы гласных звуков, с которыми согласные читаются мягко. Какой звук, очень похожий по звучанию на [и], даёт букву, с которой согласные читаются твёрдо? С какими ещё гласными буквами согласные читаются твёрдо? Что за буквы будут жить на нижнем этаже в домике гласных?

Расскажите по иллюстрациям (с. 35) сказку «Курочка Ряба». Почему сказку назвали «Курочка Ряба»? Почему именно Ряба? (Курочка рябенькая, пёстренькая. Вот и назвали Ряба.)

Расскажите сказку, запишите каждое предложение в виде схемы. Встретится маленькое слово и, отметьте его галочкой.

1. Жили-были дед и баба.

2. Снесла им курочка яичко.

3. Яичко упало и разбилось.

4. Дед плачет.

5. Баба плачет.

6. А курочка кудахчет.

Вот так можно записать целую сказку.



4. Рефлексия учебной деятельности

— Что мы повторили об изученных звуках и буквах?

Почему на ленте букв и стоит строго под буквой ы?

Чем ы отличается от гласных букв а, о. (Нет большой буквы ы. Слова не начинаются с гласной буквы ы.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]