Звуки [н], [н']. Буква Н, н

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звуки [н], [н']. Буква Н, н

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с понятием «согласный звук» и обозначающими их буквами Н, н;

• научатся давать характеристику согласным звукам по звонкости — глухости, мягкости — твёрдости;

• отработают навыки чтения по озвучиванию печатных букв вслух: хором, парами, индивидуально, про себя;

• продолжат учиться составлению предложений;

• познакомятся с историей России.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— На какие две группы делятся звуки русской речи?

Какую группу звуков мы изучали на предыдущих уроках? Каким свойством они обладали?

Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Из какой он группы звуков, узнаем на уроке.


2. Мотивация учебной деятельности

— Прослушайте русские пословицы. Расскажите, как вы их понимаете: Велика русская земля, а везде солнышко.

Как понимаете выражение велика земля? (Большая земля, большие просторы.)

О какой земле говорится в пословице? (О русской земле, о России, о нашей Родине.)

— Какими словами заканчивается эта русская пословица? (А везде солнышко, на своей Родине в любом её уголке человеку светит одно солнышко, оно согревает всех.)

Следующая пословица: Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. Что такое меч? Когда его берут в руки? Что такое калач? Когда его берут в руки? Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Русские умеют и встречать гостей хлебом-солью. Русские умеют защищать свою Родину от врагов.)

Выделите в слове Родина слоги-слияния (ро-, -ди, -на). Как слышатся в них согласные звуки?


3. Работа по теме урока

Учитель показывает рисунок русского богатыря на коне.

— Каков русский богатырь? Расскажите. (Он сильный. У него шлем, копьё, булава, кольчуга. Конь богатырский, сильный, умный. Богатырь — защитник русской земли.)

Составьте звуковую схему слова конь. Сколько слогов в этом слове? Докажите, что в слове один слог. (Мы слышим один гласный звук [о].)

Как слышится согласный в этом слоге-слиянии? (Это твёрдый согласный потому, что за ним слышим гласный [о].)

Произнесите ясно весь слог. Какой мы слышим последний звук? (Звук [н'].)

Как вы думаете, какой это звук: гласный или согласный? Докажите это. (Этот звук согласный, потому что он произносится с препятствиями. Язык прижимается к верхним зубам, а затем резко отрывается, и воздух выходит изо рта.)

Как слышится звук [н'] в слове конь? (Это мягкий согласный звук.)

Теперь вспомним, как называется игра в шахматы, в которую играют один раз? (Кон).

Составьте схему этого слова. Что скажете о схемах? (Они одинаковые.)

А звучат последние звуки одинаково? (Нет один звук твёрдый, другой мягкий.)

Давайте дадим разным звукам различные цветные кафтанчики: зелёный дадим мягкому согласному звуку, а синий — твёрдому согласному звуку. Замените белые квадратики на зелёный и синий. Это мы с вами выделили звуки-примыкания, то есть одиночные звуки. А как же нам быть со слогами-слияниями? Послушайте: Наташа. В каких слогах вы слышите новые звуки? (Наташа — в слове три слога, новый звук слышим в первом слоге, на. Это твёрдый согласный звук [н], за ним идёт гласный звук [а].)

Откроем учебник на с. 40. Кто изображён на картинке? (Русский богатырь.)

Что он делает? (Запряг Змея Горыныча пахать землю, чтобы не приносил вред Змей Горыныч простым людям.)

Произнесём имя богатыря. (Никита.)

В каких слогах вы слышите новый звук? (В этом слове три слога. Новый звук мы слышим в первом слоге ни. Звук [н'] мягкий, так как за ним идёт гласный звук [и].)

Как мы обозначим слоги-слияния с разными согласными звуками [н] и [н']. (Мы возьмём два цвета и закрасим схемы.)

Составьте схемы слов Никита и Наташа.

Как мы будем обозначать твёрдые согласные звуки на схеме? (Квадратики и треугольнички возьмём синего цвета.)

Как будем на схеме обозначать мягкие согласные звуки? (Квадратики и треугольнички возьмём зелёного цвета.)

Отгадайте загадку.

Со мной в поход легко идти.

Со мною весело в пути,

А я крикун, а я буян,

Я звонкий, круглый...

(Барабан)

— Обратите внимание на звуковую схему (с. 41), которая выполнена под рисунком барабана. Какой звук мы слышим на конце слова? Какой это звук? Каким цветом мы закрасили этот квадратик? Произнесите первые слоги и послушайте их. Какие гласные звуки мы слышим во всех слогах-слияниях? Значит, какими будут все согласные звуки? Каким цветом мы бы их закрасили?

Рассмотрите вторую схему. Что изображено на рисунке? (Шахматный конь.) Прочитайте слово по звуковой схеме: конь.

— Какой буквой или буквами мы будем обозначать звуки [н] и [н']? Это буквы Н, н. Называйте букву «эн». Напечатайте буквы Н, н. Подчеркните все буквы н (с. 40.)

Теперь послушаем стихотворение Ивана Никитина «Русь» (с. 40). Подчеркните в стихотворении букву w. Какой звук она даёт?

Прочитайте пословицы на с. 40. Объясните, как вы их понимаете.

Кого вы видите на картинке? Как играют дети? Дайте им имена со звуком [н]. Составьте 2-3 предложения к картинке. Как кричит мальчик? Прочитайте! Как слышится новый звук?

Прочитайте подпись под этой иллюстрацией (с. 41). (Но! Но! Но!)

Прочитайте слоги с буквой н. Составьте их схемы на с. 41. Попробуйте прочитать эти же самые слоги справа налево. Составьте новые схемы. С помощью какой согласной буквы мы учились читать слоги? (С буквой н.)

Что вы уже можете рассказать об этой букве? (Она обозначает согласные звуки— [н] и [н'].)


Справка для учителя

Мы рекомендуем использовать приём определения звонкости или глухости согласных звуков из логопедической практики, когда ребёнок закрывает ладошками уши (или прикладывает руки к шее с двух сторон) и произносит согласные звуки твёрдые и мягкие.

Если ребёнок ощущает вибрацию в гортани, слышит звон произносимых звуков, то это согласные звонкие звуки.

При произношении глухих согласных звуков вибрация, звон произносимых звуков отсутствуют. Такие звуки называем глухие согласные звуки.

Учитывая возраст первоклассников, их несформированную фонетическую зрелость, частые фонематические нарушения произносимых звуков и восприятия на слух, такой приём облегчает процесс ознакомления первоклассников с фонетическим понятием, как звонкость и глухость согласных звуков.


— Эти звуки обладают ещё одним очень важным качеством. Возьмите ладошки и приложите их к ушам. Произнесите твёрдый согласный звук [н], а теперь мягкий согласный звук [н']. Что слышите, чувствуете?

Дети рассказывают о своих ощущениях.

— Попробуйте произнести другие звуки [п], [ф], [с], [ш], [т], [к]. Что чувствуете?

Видите, как по-разному произносятся звуки русской речи. Мы произносили звуки согласные, твёрдые и мягкие, но ладошки нам подсказали, что звуки бывают звонкими (мы ощущали дрожание, звон) или глухими (мы ничего не ощущали при их произношении). Значит, твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н'] будут звонкими звуками. Расскажите о букве н всё. (Буква н обозначает звонкие согласные звуки, которые бывают твёрдыми и мягкими.)

Сейчас я проверю ваше внимание. Пользуемся светофором «да», «нет». Я буду рассказывать о букве н. Вы внимательно слушаете: буква н обозначает согласные звуки твёрдый [н] или мягкий [н].

Дети показывают светофоры.

Прочитайте слоги с буквой н. При чтении слогов-слияний с буквой н надо смотреть на следующую за н гласную букву и соответственно читать согласный звук твёрдо или мягко.

— Кто из вас заметил написанные на доске слова, не слоги, а слова? Прочитайте их. (На, ну, но, он, иа, ау, уа, о, а, и, у.)

Добавьте к слогу другие слоги, чтобы получились слова.


4. Рефлексия учебной деятельности

— С какой буквой мы познакомились? Какие звуки она обозначает? О каких свойствах согласного звука мы узнали? Что было самым интересным на уроке?






Для любых предложений по сайту: [email protected]