Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звуки [н] и [н']. Буква Н, н. Закрепление
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся давать характеристику изученным звукам и буквам;
• отработают навык чтения слогов и слов с Н и н;
• освоят процесс составления предложений с заменой отдельных слов рисунками;
• отработают навык правописания заглавных и строчных букв Н и н;
• научатся составлять мини-тексты.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? Почему этих букв две? Какие звуки обозначает первая буква согласных звуков? Расскажите всё, что вам известно о буквах Н, н.
Сегодня мы узнаем о новых свойствах буквы согласных звуков [н] и [н'].
2. Мотивация учебной деятельности
— Прочитайте слоги и слова.
Прочитайте слоги, сначала те, в которых согласный звук произносится твёрдо, потом — мягко. Покажите карточки слогов-слияний с твёрдым согласным, а затем с мягким согласным звуком. Прочитайте их. Почему слова в третьем столбике напечатаны с заглавной буквы? (Это женские имена.)
Посмотрите, как интересно выглядит слово с двойной согласной н. Прочитаем эти имена. Объясните деление таких слов на слоги.
3. Работа по теме урока
— Откройте учебник на странице 42. Прочитайте в верхней части страницы столбик со словами. Что вы можете рассказать об этих словах? На этой странице есть рисунки. Вместо каких рисунков можно употребить слова он, она, оно, они? (Лейка — она. Ведро — оно. Карандаш — он. Ножницы — они.)
Эти слова употребляются вместо имени, названия предметов, поэтому они так и называются местоимения. Назовите соседа по парте с помощью местоимения. (Наташа — она...)
У доски стоят мальчики. Назовите их с помощью местоимения. (Они.)
Посмотрите на рисунки и назовите их с помощью местоимений. (Жук (он), книга (она), солнце (оно), ромашка (она), дедушка (он).)
Дайте ответ. Я называю слово, а вы говорите местоимение: волк (он), ухо (оно), уши (они), флажок (он), роза (она), дети (они), счастье (оно).
Прочитайте предложения (с. 42). Не все слова мы можем прочитать, заменим их рисунками. Сколько предложений? (Четыре.)
Как вы догадались? Объясните. (Четыре точки. Четыре заглавные буквы. Ещё 4 заглавные буквы — имена людей.)
Прочитайте первое предложение. О чём оно? Каким словом замените слово на! (Возьми.)
Прочитайте второе предложение. О чём оно? Что общего в этих двух предложениях? (Одна и та же девочка Нина. Один и тот же флажок.)
Аналогично проводится работа с двумя следующими предложениями.
— Составьте схемы этих предложений.
Дети выполняют задание.
— Обратите внимание, рисунок один, а мы заменили два других слова. Почему? (Чтобы уточнить его смысл.)
Продолжите рассказ про Нину и флажок. (Флажок был красный. Он развевался на ветру. Девочка была рада.)
Посмотрите на следующие два рисунка. Прочтите этот слог-слияние. (на)
Может ли он быть словом? В каком значении употребляется слово «о? Как художник объяснил два разных значения слова на. Что происходит на втором рисунке? (Папа даёт сыну книгу.)
Каким словом можно заменить слово на на этом рисунке? (Возьми, бери.) Составьте предложение.
Рассмотрите первую иллюстрацию. Что на ней происходит? (Мальчик кладёт на стол книгу.)
Составьте предложение по этому рисунку. Можно ли в этом предложении заменить слово но? (Нет, нельзя.)
Почему? (Изменится смысл предложения.)
Послушайте, я вам прочитаю стихотворение-шутку Ф. Бобылева (с. 42). Что общего у героя Буратино, Варвары и героя этого стихотворения. (Любопытство.)
Какую пословицу хочется сказать таким людям? (Не суй свой нос..., Любопытной Варваре... и т.д.)
А как поступит в этой ситуации культурный, воспитанный человек?
Рассмотрим иллюстрации (с. 43). Как называются картинки к сказке? (Это картинный план.)
Перескажите эту сказку. Каким вы представляете себе зайчика? Какая лиса? Какой петушок? Охарактеризуйте героев.
4. Рефлексия учебной деятельности
— С какими интересными именами мы познакомились? Разделите эти слова на слоги. Почему они пишутся с заглавной буквы?