Звуки [с], [с']. Буква С, с

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звуки [с], [с']. Буква С, с

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с буквами С, с;

• научатся правильному произношению изучаемых звуков;

• отработают навык чтения слогов и слов с буквой с;

• поработают над развитием речи и культурой общения;

• обучатся эмоциональному восприятию читаемого материала и творческому мышлению;

• сформируют учебные навыки для работы с иллюстрацией и картинным планом.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Какая новая буква нашла своё место на ленте букв? Расскажите всё, что вам известно об этой букве? (Буква и обозначает согласные звуки, которые могут быть звонкие твёрдые [н] и мягкие [н'].)

Как вы думаете, на этой строке какие буквы будут стоять рядом? (Согласные буквы, обозначающие звонкие звуки.)

Какие буквы будут стоять на нижней строке? (Буквы глухих согласных звуков.)


2. Мотивация учебной деятельности

— Мы читаем слоги и слова. Слова обозначьте галочкой.

— Игра «Слова рассыпались». Соберите рассыпавшиеся слова, почему их надо писать именно так?

н А а н, н, И, н, а, и, Н а, н, а, н, о, Н, н

(Анна) (Инна) (Нина) (Нонна)

Запишите их в печатную тетрадь по слогам. Сочините чистоговорку.

На-на-на — болит хоботу... (Слона)


3. Работа по теме урока

— Я читаю чистоговорку, вы добавляете слова.

Са-са-са — в лесу бегает... (лиса)

Со-со-со — у нашего Вовы... (колесо)

Ос-ос-ос — на поляне много... (ос)

Усь-усь-усь — на лугу пасётся... (гусь)

Произнесите слова, которые мы добавляли в чистоговорку. (Слон, лиса, колесо, осы, гусь.)

Какие новые звуки слышим? (Звуки [с], [с'].)

Попробуйте рассказать всё об этих звуках. (Это согласные звуки. Звук глухой. Может быть твёрдый [с] и мягкий [с'].)

Молодцы! В русском языке для обозначения этих звуков имеется своя буква (С, с), называется она «эс». Какие слова мы будем писать с заглавной буквы? (Имена людей, первое слово в предложении, названия книг, заголовок текста.)

Послушайте стихотворение Е. Тарлапана про букву с.

Шёл конь, подковами звеня.

Как буква С следы коня.

Работаем со значением слова подкова.

Учитель читает из Толкового словаря значение слова. Рассказ учителя о подкове — символе счастья в доме.

Дети могут нарисовать подкову в печатной тетради.

— Какие ещё предметы похожи на букву с? (Месяц...)

Напечатайте заглавную и маленькую буквы С, с.

Какие рисунки вы видите под буквой с (с. 45)? (Лес и лось.)

Прокомментируйте схемы. Что общего в схемах этих слов? (Слова состоят из трёх звуков, одного слога-слияния и примыкающего звука, в каждом слове есть один гласный звук, два согласных — один твёрдый и один мягкий, каждое слово состоит из одного слога.)

Какими звуками оканчивается каждое слово? (Слово лес — оканчивается твёрдым согласным звуком [с]; лось — мягким согласным звуком [с'].)

Произнесите согласный глухой твёрдый звук [с], а затем глухой мягкий звук [с']. Запомните артикуляцию звука [с]: губы прикрыты, язык приподнят, воздух выходит через узкую щель, создаёт шум, подобный свисту.

Я буду называть вам слова. Услышите твёрдый звук [с], покажите синий квадратик; мягкий [с'] — зелёный квадратик: сорока, синица, кукушка, соловей, сова, карась, сом, щука, колос, колосья, бусы, серьги.

Прочтите. Выделите слог с мягким согласным [с].

Получите карточки. Прочитайте. На следующих уроках будем учиться списывать эти слова или писать текст на доске.

— Рассмотрите иллюстрацию на странице 44. Что изображено на ней? (Лес, сосны, совы, месяц, звёзды...)

Прочитайте загадку о дереве (с. 44). (Это сосна.)

Какое дерево ещё может быть отгадкой? (Ель, пихта.)

Какое время года изображено на иллюстрации? (Осень.)

Почему не все деревья художник нарисовал жёлтой краской? (Сосны — хвойные деревья. Они не желтеют.)

Что делают девочки в лесу? (Собирают грибы.)

Как вы думаете, что с ними произошло? (Они заблудились.)

Как вы догадались? (Кричат: «Ау!»)

Назовите все слова на картине, в которых слышатся звуки [с] и [с']. (Сосна, осина, сорока, хвост, совы, месяц, ствол, листья, сучья, сыроежки, подосиновик, кусты, сёстры, сарафан...)

Прочтите первое предложение (с. 45): Нина у осины. Где стоит Нина? (У осины.)

— Покажите на рисунке. Составьте схему предложения. Запишите её.

— Какое предложение более полное, понятное? Почему?

Как называется маленькое слово у? (Предлог.)

Следующие предложения: Инна у сосны. Где стоит Инна? (У сосны). Покажите на рисунке. Составьте схему второго предложения.

— Что общего в предложениях о девочках? (Одинаковое количество слов, в каждом имеется имя, предлог, название дерева.)

Видят ли девочки друг друга? (Нет, не видят.) Откуда это понятно?

Прочитайте последнее предложение. (Ау, Нина! Ау!)

Кто зовёт Нину? Рассмотрите иллюстрацию. Как нужно читать этот рассказ? (Передать чувства девочек — страх, ужас.)

Я прочитаю отрывок из стихотворения И. Бунина. Подходит ли к нему эта иллюстрация (с. 45)? Объясните.

Учитель знакомит детей со словарём цветовой гаммы. Показывает книгу «Словарь по русскому языку для младших школьников», авторы Игнатьева Т. В., Тарасова Л. Е.

— Подчеркните букву с в стихотворении. Выучим стихотворение. Послушайте пословицы. Объясните их смысл.

Чем полезны эти пословицы для ученика, для нас с вами?



4. Рефлексия учебной деятельности

— С какой буквой мы познакомились на уроке?

Чем отличаются звуки [с] и [с'] отзвуков [н] и [н']?

Где расположим букву с на ленте букв?






Для любых предложений по сайту: [email protected]