Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звуки [т], [т']. Буква Т, т. Закрепление
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся систематизировать знания о звуках [т], [т'] и буквах Т, т;
• читать слова и предложения с буквами Т, т;
• вести беседу по заданной тематике, отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту друг другу;
• усвоят на практическом уровне понятие единственного и множественного числа.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Какие буквы согласных звуков мы уже знаем? Назовите их правильно. На какие две группы мы их разделили? Назовите глухие согласные звуки. А теперь — звонкие.
Назовите самые маленькие слова, в состав которых входят эти звуки. Для понимания составьте с ними предложения. (С, на, но, ну, ни-ни, к, ты.) Мы уже многое узнали о звуках и буквах русской речи. Сегодня упорядочим все наши знания.
2. Мотивация учебной деятельности
— Послушайте пословицу и объясните её значение: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. О ком так можно сказать? (О людях, которые всегда выполняют своё дело хорошо, с желанием и мастерством.)
Составим звуковую схему предложения. Укажите букву согласных звуков [т], [т'].
— От слова труд образуйте ряд родственных слов. (Трудиться, трудовой, трудный, трудящийся, трудяга.)
Зная одно слово, мы можем получить много родственных слов.
3. Работа по теме урока
— О чём пословица: «Много гостей, много и новостей»? (В этой пословице говорится о группе людей, которые собираются на праздник или торжество. Они беседуют о новостях, слушают хорошие песни, смотрят спектакли, беседуют о книгах и т. д. Люди узнают много нового.)
К слову гость подберите ряд родственных слов. Мы уже научились это делать. (Гость, гостиница, гостить, угостить, гостевая.)
Когда один человек приходит к вам домой, как его можно назвать? (Гость.)
Когда вы пригласили много людей? (Это гости.)
Что вы можете сказать про слова: гости — гость? Что они обозначают? (Это много предметов и один предмет.)
В словах рассыпались и перепутались все буквы. Расставьте буквы правильно и напечатайте слова.
Назовите слова, в которых буква т обозначает мягкий согласный звук. (Тигр.)
Почему? (За ним идёт звук [и].) К какой группе предметов относится это слово? (Это животное.)
Какие звуки [т] в двух других словах? (Трамвай — звук [т] — твёрдый. В слове тыква — звук [т] тоже твёрдый.)
Назовите гласные буквы, с которыми согласные читаются твёрдо. (Это буквы а, о, у, ы.)
К каким группам слов относятся эти слова? (Трамвай — это пассажирский транспорт. Тыква — это овощ.)
Прочитайте слова в столбиках (с. 54). Составьте со словами канат и нитки предложения. Что можно сказать о словах каждого столбика? (В каждом столбике даны слова «один и много»: канат — канаты; нитка — нитки.)
Напечатайте предложения: У Насти нитки. Ау Алика канат.
Дети записывают предложения с комментированием.
— К какому предложению относится эта схема? (К первому предложению.)
Как изменить схему, чтобы она подходила ко второму предложению? (Нужно добавить одну черту после первого слова.)
Почему в середине этих предложений показаны слова, которые пишутся с заглавной буквы? (Имена, фамилии и отчества людей пишутся с заглавной буквы.)
Расскажите наизусть четверостишие о букве т. Из букв слов нитка, нос, тут составьте новые слова (с. 54). Можете воспользоваться тетрадью для печатания. (Ткани.)
Напечатайте эти слова и разделите их на слоги. Подчеркните слоги-слияния. Прочитайте слова (с. 54) и запишите их в тетрадь для печатания по слогам. (А-ист, сос-ны, о-си-ны, кус-ты, о-со-ка.)
Если слово не умещается на строке, как выйти из этого положения? (Слово надо перенести на другую строку.)
Как мы это делаем? (Переносим слова по слогам.)
Какие предостерегающие правила мы должны помнить? (Переносить с одной строки на другую нельзя одну букву и оставлять на строке одну букву тоже нельзя.)
— Подчеркните слово, которое нельзя переносить с одной строки на другую. (Нельзя переносить слово а-ист, так как в первом слоге только одна буква. Одну букву нельзя переносить с одной строки на другую и оставлять одну букву на строке.)
Дети подчёркивают слово аист.
Прочитаем слова на странице 55. Если оно обозначает один предмет, то вы говорите хором слово, которое обозначает много предметов, и наоборот.
Объясните значение слов каток, кисти. Рассмотрите рисунки и объясните значение данных слов.
Добавляется рисунок человека, танцующего и крутящего кистями рук. Добавляется рисунок кисти винограда, кисти у скатерти, платка. Кисти для покраски стен.
— Рассмотрите картинку на странице 55. Что здесь изображено? (Оркестр и солистка.)
На каких инструментах играют дети? (У них балалайки, гармонь.)
Какую песню исполняет девочка? (Она поёт русскую народную песню. У неё костюм русский и кокошник.)
Какие ещё инструменты вы могли бы внести в оркестр народных инструментов?
На доске представлен набор картинок с изображением народных инструментов: губная гармошка, ложки, чечётки, бубен, дудочка, свирель и т. д. Дети называют инструменты или читают на обороте. Слушают русскую народную песню «Во поле берёза стояла» в исполнении оркестра народных инструментов.
— Прочитайте текст на странице 55 «Тут Антон...» Какого мальчика зовут Антон? Почему вы узнали? (Антон сидит с краю. У него ноты.)
Давайте попробуем сделать текст более красивым. Для чего собрались дети с инструментами? (Они готовили выступление к празднику Новый год и т. д.)
Как вы думаете, кого дети пригласили к себе на праздник? (Своих родителей, бабушек, дедушек.)
Придумайте несколько предложений, с которых начнётся ваш рассказ. (Скоро ________ _______ ! Мы стали готовиться к праздничному концерту. На концерт мы пригласили мам, пап, бабушек, дедушек, своих сестричек и братишек...)
Прочитайте середину нашего рассказа по учебнику. Придумайте ещё предложения к нашему рассказу. (Мы очень старались играть русскую народную песню «Во поле берёза стояла». Наша солистка Настенька очень нежно исполнила русскую песню. Зрители громко хлопали нам в ладоши. Праздник удался.)
Вот мы и научились составлять красивые тексты. При составлении рассказов очень важно правильно строить каждое предложение и следить, чтобы одно предложение было связано с другим, чтобы всем всё было понятно. Прочтите слоги и слова. Обратите внимание на выделенные слова. Они помогут вам назвать то, что изображено на доске.
та |
то |
ту |
ты |
нота |
тот |
тук |
ти |
стан |
стон |
стук |
стык |
— Что вы можете рассказать о букве Т?
Дети делают полный вывод о букве т и звуках [т], [т'].
— Решите ребус на странице 54. Что изображено на картинке? (Это кит.)
Что вы должны сделать далее? (Убрать букву и.) Что поставить вместо неё? (Букву о.) Какое слово получили? (Слово кот.)
Напечатайте предложение: Кит и кот. Это название стихотворения. Прочитайте его. Какие слова с буквой т вам запомнились из стихотворения? Назовите их. Отгадайте загадки. Слово-отгадку запишите схемой.
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Туча)
Почки липучие,
Листья пахучие.
Плоды летучие.
(Тополь)
Живёт в нём вся вселенная,
А вещь обыкновенная.
(Телевизор)
Поверчу волшебный круг,
И меня услышит друг.
(Телефон)
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман)
— Назовите слова-отгадки, в которых буква т обозначает твёрдый звук [т]. (Туман, туча, тополь.)
Что изображено на иллюстрации (с. 56-57)? Как вы считаете, эта полянка со всеми её жителями настоящая или сказочная? (Сказочная.)
Вот и мы сочиним «Лесную сказку».
Летним тёплым днём мы с друзьями отправились в лес по грибы да по ягоды. Иду я по просеке — грибов, ягод видимо-невидимо. Вижу перед собой тропку затейливую, змейкой она извивается. Ступил я на неё, а она меня и повела в самую глубь леса.
Вышел я на полянку и глазам своим не верю... Всё кругом стрекочет, стучит, кукует, квакает, клювом щёлкает, жужжит, как пропеллер у самолёта...
— Теперь мы с вами смотрим, что изображено на иллюстрации и продолжаем сказку.
Присмотрелся я и вижу: вьётся из трубы дымок. Подкрался к избушке, хотел постучать в дверь, а двери-то и нет. Заглянул в узорчатое окошко, а там чистота, красота, всё сияет и блестит, будто солнышко поселилось в этом домике. И вдруг вижу домик-то зашевелился, высунулись усики-антенны, показалась головка и домик заговорил: «Заходите в горницу, чайком угощу. Пчёлки медку принесли душистого да сладенького». Удивился я, достал из корзиночки три сладкие землянички и угостил добрую тётушку Улитку.
— Выберите и вы себе какой-либо уголок лесной полянки и составьте предложения. Расскажите одно-два приключения. Чем вас рассмешил лягушонок? Мы научились составлять красивые тексты, сказки, рассказы.
Каких согласных букв мы изучили больше: звонких согласных или глухих согласных? (Глухих согласных мы изучили три: к, т, с, а звонких согласных только одну н.)
Прочитайте с этими согласными все слоги-слияния по порядку. (На, но, ну, ны, ни и т. д.)
Прочитайте текст.
Лесной хор
На утренних и вечерних зорях все лесные жители поют и играют, кто на чём умеет.
Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, дрозды. Барабанят дятлы. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
(В. Бианки)
— Кто поёт и играет в лесном хоре? Кто что делает?
Кукушка
Тихие сумерки.
Солнце садится.
Слышно, как плачет
Какая-то птица:
— Ку-ку, ку-ку!..
Это кукушка
Кричит на суку,
Словно прогнать
Она хочет тоску:
— Ку-ку, ку-ку!
Пела б кукушка
Весёлые песни.
Если б птенцы её
Были с ней вместе:
— Ку-ку, ку-ку!..
(М. Джалиль)
— Знаете ли вы, когда наступают сумерки? Почему плачет кукушка?
Дети и учитель дают оценку детям, которые читали новые тексты.
4. Рефлексия учебной деятельности
— С какими звуками и буквами мы познакомились на уроке? Что объединяет все изучаемые согласные звуки?
В дальнейшем мы должны быть очень внимательны к согласным звукам. Некоторые из них готовят нам сюрпризы.
Что вам понравилось на уроке?
Как нужно составлять текст? (Нужно внимательно рассмотреть иллюстрацию. Выбрать объект, о котором мы будем рассказывать. Составлять красивые, правильные предложения так, чтобы они были связаны друг с другом.)