Закрепление пройденного материала

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Закрепление пройденного материала

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети сформируют стойкий навык чтения на диапазоне всех изученных букв;

• научатся группировать, систематизировать звуки и буквы, их обозначающие;

• научатся изменять строение и интонацию предложения в зависимости от цели высказывания;

• познакомятся с многозначностью слова.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Сегодня будем учиться работать самостоятельно и учиться оценивать свою работу.


2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте пословицы и объясните их смысл: Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя. Нет друга — ищи, а нашёл — береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Сколько друзей нам рекомендуют иметь? (Сто.)

Свободные высказывания детей о дружбе; друзьях; оказании помощи друг другу; уважении к другу, старшим товарищам, учителю; заботе о друге, близких людях и т. д. Оценка высказываний детей.

— Я дам вам три буквы, а вы напечатайте из букв этого слова и моих букв новые слова.

Сто — л, т, ы, и. (Стол, сито, тост, соты.)


3. Работа по теме урока

— Выполните упражнение «Буква потерялась»: като_, ст_к, ко_ы, кустик, оты, носк_, т_кси, к_сти.

Прочитайте алгоритм действия с каждым словом.

Запись на доске:

1. _______________________ .

2. ______ - ______ - ______

3. _______________________ (Указать ударение.)

4. Отметить ударную гласную.

5. Чётко читать слово.

— Вставьте в слово ту или иную букву. Разделите слово на слоги, поставьте ударение, отметьте ударную гласную, чётко произносите безударную гласную. Дополните слово до целого: так(си), ты(кусты), тол(стол), но(ты), сто(лик), ста(рый),ус(нул), ут(ро), та(релка), ко(шка)...

Найдите способ прочитать то, что здесь написано.

(Туда не ходите, там живёт злой и голодный волк.)

Как подобраны слова в столбиках (с. 56)? (Они подобраны парами. Слова обозначают один предмет и много предметов.)

Попробуйте на картине назвать предмет и сказать его форму множественного числа.

Дети называют предмет «улитка» и добавляют «улитки» и т. д.

Мы знаем ещё не все буквы, поэтому предложения очень краткие и недостаточно полные. Но мы можем составить красивый рассказ про эту сказочную поляну и её обитателей.

Учитель зачитывает начало сказки «Лесной хор», которое составили на прошлом уроке.

— Выберите и вы себе какой-либо уголок лесной полянки и расскажите, что чудесного, волшебного вы увидели там, с кем повстречались. Продолжаем фантазировать. Правильно оформляем предложения. Вы выбрали определённого героя и составили свою часть сказки. А теперь послушайте, какой рассказ у нас получился.

Учитель сам пересказывает весь рассказ, который получился в результате сочинения всего класса. Оценивается работа всего коллектива.

— Составьте слова из слогового лото.


ко

ан

та

но

ни

ник

тик

нат

кус

кис

ты

ток

на

та

та

ти

ки

тон

ка

тон


— Давайте составим предложения про кузнечика по картинке (с. 56). (Кузнечик играл чудесную песенку на дудочке.)

Составьте на доске схему этого предложения и отметьте самое главное слово в предложении.

Дети записывают схему.

image182

— Теперь давайте будем изменять смысл предложения. Что играл кузнечик? (Песенку чудесную играл кузнечик на дудочке.)

Какую песенку играл кузнечик? (Чудесную песенку играл кузнечик на дудочке.)

На чём кузнечик играл чудесную песенку? (На дудочке играл кузнечик чудесную песенку.)

Обратите внимание, сколько предложений можно составить об одном кузнечике. Все эти предложения разные, потому что рассказывают они нам каждый раз что-то очень важное. Каждое новое предложение мы читали с особой интонацией, выделяя голосом нужное слово. Поэтому когда мы читаем любое предложение или текст мы должны помнить: как нужно прочитать это предложение, какое слово выделить голосом. Читаем выразительно каждое предложение, и тогда весь текст будет понятен слушателям.

Прочитайте выразительно тексты. Озаглавьте их.

_______________________

На санках катит Катенька. А санки сами катятся.

(В. Разин)


_______________________

Осы малы. У осы усы. Осы больно жалят.


_______________________

Пришла зима. Наступили морозы. Повалил снег. Кругом пушистые белые сугробы. Хорошо зимой!


_______________________

Синички, прилетайте. Воробышки, скачите. Снегири, прыгайте быстрее. Нынче лесная кормушка открылась.


_______________________

Слава удил рыбу. Он поймал щуку. Маша варила уху. Соли уху, Маша. Хороша уха!


— Прочитайте. Учитесь пересказывать текст.

Кот

У котика усики. Кот прыг-скок. Попалась коту мышка. И пропала.

(Д. Тихомиров)


Мурка

Марина налила молоко в миску:

Кис-кис, Мурка! На молоко.

Кошка Мурка сыта. Мурка лакала молоко.

(С. Редозубов)


Всё здесь

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нём очень много. Надя спросила:

— Бабушка, а тут что растёт?

— Хлеб, внученька.

— Хлеб?! А булки где?

— И булки здесь, внученька, всё здесь, внученька.

Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки?

(Я. Тайц)


— Что росло в поле? (Рожь.)

Какой хлеб делают изо ржи? (Ржаной хлеб — чёрный.)

Что имела в виду бабушка, когда говорила, что в поле растёт хлеб? (Это росли только колоски.)

Что Наде хотелось увидеть в поле? (Готовые батоны и плюшки, сушки и сухарики.)

Какие ещё хлебобулочные изделия вы знаете? (Рогалики, сушки, баранки, халы, хлеб, батоны, сухарики, пряники, печенье, гренки и т. д.)

Почему рассказ назвали «Всё здесь»? (Это слова бабушки, которая рассказала девочке, что из зёрен пшеницы, ржи, овса и т.д. изготовляют любые хлебобулочные изделия.)

Иллюстрации из книги помогут вам пересказать текст «Всё здесь». Нарисуйте устную картину к иллюстрации.

Картинка 1. Бабушка и внучка идут по дороге в поле. По обе стороны — поля. На одном поле — рожь, на другом — пшеница.

Картинка 2. Девочка держит в руках колоски и задаёт вопрос бабушке. Она мысленно представляет колоски, на которых висят бублики, батоны, буханка хлеба.

Картинка 3. Бабушка рассказывает о том, как получается хлеб. Она мысленно представляет мельницу, пакет муки, пекаря, который печёт хлеб, магазины, в которых продают хлебобулочные изделия.

Заслушиваются рассказы детей. Учитель оценивает пересказы.

— Послушайте ещё один рассказ С. Редозубова «Костя».


Костя

Ехал Костя в трамвае. Видит он: в дверь трамвая вошла старушка. Костя встал со своего места и сказал:

— Садитесь. Я постою.

— Спасибо, родной, — сказала ему старушка...


— Расскажите, что произошло в трамвае? Какое впечатление произвёл на вас поступок Кости? Какие картины вы могли бы нарисовать к этому рассказу? Лучше рисовать картинный план. Перескажите рассказ. Составьте предложения одно за другим. Старайтесь, чтобы рассказ был связным.

Рассмотрите иллюстрацию «На катке» (с. 55). Расскажите, что вы видите на этой картине? Запишите предложение У нас каток в тетрадь для печатания. От какого слова получилось слово каток? (Катится.)

Вот мы и проверили безударную гласную а. Она сразу стала хорошо слышаться. Запомним, как пишется слово каток.

Что изображено слева? (Машина.)

Что делает эта машина? (Она раскатывает и утрамбовывает асфальт.)

Как называется эта машина? (Это тоже каток.)

Почему эту машину назвали каток? (Она укатывает асфальт, дорогу.)

А кто такой скат? Где он живёт?

Дети рассматривают рисунок ската на доске или в книге.

— От какого слова образовалось это слово? (От слов катать, укатывать.)

Прочитайте слово, написанное на с. 54. (Нос.)

Какое значение может иметь это слово? (Нос — у человека; у корабля, лодки; нос-иголочка у комара, носу самолёта, носику чайника и т. д.)

У каких сказочных героев очень запоминающиеся носы? (Буратино, Маленький Мук, Баба Яга. У гномов в сказке «Белоснежка и семь гномов».)

Что мы узнали о словах? (Одно и то же слово может иметь несколько значений.)


4. Рефлексия учебной деятельности

— Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие задания вам особенно понравились?

Оцените свою работу на уроке.

Вспомните пословицу, с которой мы познакомились 1 сентября. «Мы теперь...» Кого называют учениками? (Мы гордимся, что теперь мы настоящие ученики.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]