Звуки [р], [р']. Буква Р, р. Закрепление

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звуки [р], [р']. Буква Р, р. Закрепление

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся произносить изученные звуки чисто, ясно, чётко;

• на слух различать гласные и согласные звуки, находить их местонахождение в словах;

• находить в словах слог-слияние как основу первоначального чтения;

• продолжат формировать навыки правильного плавного орфоэпического чтения.

• расширят свой кругозор.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Мы определили место буквы р на ленте букв. Пополнился ряд каких согласных звуков? (Звонких.) Когда буква р даёт твёрдый звук? Мягкий звук?

Сегодня пополним свои знания о букве р и её звуках.


2. Мотивация учебной деятельности

— Объясните смысл пословицы: Где аккуратность, там и опрятность. (Аккуратный человек следит за своим внешним видом. Он опрятен в одежде, аккуратен в работе. Пословица уместна, когда во время урока хорошо выполнено задание.)

Объясните пословицу: Возьми книгу в руки, и не будет скуки. (Так можно сказать о людях, которые любят читать и находят в этом удовольствие.)


3. Работа по теме урока

— Назовите предметы, которые изображены на рисунках. Заполните клеточки кроссворда, и вы узнаете, как можно одним словом назвать группу этих предметов.



— Назовите ещё посуду.

Что обозначают слова в левом столбике (с. 67)? (Цветы.) Назовите их. Где растут эти цветы? (Это садовые цветы.)

Какой цветок может расти не только в саду? (Это лилия. Лилия растёт на воде в пруду. Только имеет другую форму.)

Назовите цветы луга, леса.

Что вы можете сказать про слова правого столбика? (Это родственные слова.)

Подчеркните в этих словах одинаковую часть — это корень).

Подчеркните

Эту работу можно выполнять только на практическом уровне.

— На ленте букв найдите букву р. Расскажите о ней всё, что знаете. Прочитайте текст «Тут три картинки»... Обратите внимание, какие краски взяли девочки и раскрасили свои цветы? (Сиреневую, оранжевую и голубую.)

Кто держит рисунок с астрой? Прочтите ответ из текста. У кого лилия? У кого ирис? Перечислите, какие цветы сада вы ещё знаете.

Прочитайте стихи и скажите, о каких цветах писали поэты.

Алеет за лесом закат.

Алые аисты в поле летят.

Алые астры покрыли сады.

Алыми стали ручьи и пруды.

(В. Лунин)


— О каких же цветах говорится с стихотворении? (Об алых астрах. Алые — это красные астры.)

Послушайте отрывки из словаря цветовой гаммы («Словарь по русскому языку для младших школьников»). Какой цветовой гаммы бывают розы?

Прочитайте ещё стихотворения и загадки.

Строга и зла красавица,

Когда к ней прикасаются.

(Роза)


Ромашки

Нарядные платьица,

Жёлтые брошки.

Ни пятнышка нет

На красивой одёжке.

Такие весёлые

Эти ромашки —

Вот-вот заиграют,

Как дети, в пятнашки.

(Е. Серова)

— Какого цвета карандаши понадобятся тебе для рисования ромашки?

Мышиный горошек

Спросили мышек.

Весёлых крошек:

— Скажите, мышки:

Тут наш горошек.

Такой кудрявый,

Такой хороший!

Пусть он невкусный,

Пусть он несладкий,

Но в нём мышата

Играют в прятки.

(Е. Серова)

— Какие цвета играют в цветках мышиного горошка?

Какие цветы нравятся тебе, какие цветы любит твоя мама? Какие цветы подарили своё имя людям? Как пишутся эти слова, запишите их с помощью звуковых схем?

Слова для работы: Маргарита (маргаритки), Серёжа (серёжки), Азалия (азалия), Василий, Василиса (васильки), Лилия (лилия), Роза (роза), Иван, Марья (иван-да-марья, иван-чай), Георгий (георгин), Роман (ромашка), Вероника (вероника).

Какие орфограммы вы заметили в этих словах? (Большая буква, безударная гласная и т. д.)

Напечатайте слова, которые вы соберёте из ромбиков на странице 67. (Нос, сын, он, сон и т. д.)

На странице 66 слова кран, коса, объясните их смысл. Вам помогут картинки и стихотворение. (Кран строительный, водопроводный, у самовара.)

Объясните значение слова коса. (Коса у девочки. Орудие труда для косьбы травы. Коса — это узкая полоска берега моря. Косу распустила берёзка — это веточки берёзы.)

Послушайте стихотворение.

Бульдог

Идёт бульдог —

две пары ног,

приплюснут нос,

обрублен хвост...

На шею ему дали

Большие медали.

Идёт бульдог, идёт бульдог,

Хозяйка держит поводок.

Хозяйка малолетняя,

на ней — панама летняя.

Ветром сдуло ей панаму!

Но упрямо, но упрямо

премированный бульдог

от панамы тянет вбок.

Тянет вбок, тянет вбок,

вырывает поводок.

Панама, панама

вкатилась в лужу прямо!

Панама, панама!

Ой, что же скажет мама?!

Идёт бульдог, идёт бульдог,

звенит медалями бульдог,

бульдог такой уродливый,

такой неповоротливый!

Медали, медали,

блестят его медали,

медали, медали,

за что их только дали...

(3. Мошковская)

— Какие звуки издаёт неповоротливый бульдог? (Р-р-р.)

Какое несчастье произошло с девочкой? (Ветер сдул с её головы красивую панаму.)

Какую картину вы нарисовали бы к этому стихотворению? Нарисуйте словесную картину.

Какой вопрос возник у девочки? (Медали, медали, за что их только дали!)

Послушайте стихотворение С. Я. Маршака. Обратите внимание на записанные слова.

Картина, кор*ина, картонка, *о*а*онка.

— Как называется этот набор предметов? (Багаж.)

Почему произведение назвали «Багаж»? (Это вещи, которые дама брала с собой в поездку — картина, корзина, картонка и маленькая собачонка.)

Напечатайте все «части» багажа. В их названиях есть неизвестные буквы — ставим звёздочку. Дугами укажите слоги в этих словах. Какое у вас было настроение, когда вы слушали эти стихи? (Было весело, смешно.)

Далее дети читают полными словами. Первый слог «произносит» ворона с раскрытым ртом: «кар-». Второй слог дети читают или добавляют сами.

«кар»-ман (карман)

«кар»-тонка (картон)

«кар»-тина (картина)

«кар»-лик (карлик)

— Посмотрите ещё раз на страницу 66 учебника и прочитайте в верху страницы слова. (Рак, нос, руки, кот.)

Какой рисунок можно нарисовать, используя эти слова? Пофантазируйте.

Охарактеризуйте и прочитайте слова на странице 67. (Сон, сын, сук, сок, кот, кит.)

Назовите самое последнее слово. (Кит.) Послушайте отрывок из произведения «Конёк-Горбунок» П. Ершова. Что неточно сказал поэт? (Рыба-кит. Кит — не рыба, кит — животное. Он выкармливает китят молоком.)


4. Рефлексия учебной деятельности

— Из слова раки получите слово руки (с. 66). Можно ли к этим словам составить одну схему? Объясни. Поставьте букву р на ленту букв. Что нового вы узнали о букве р? О каких буквах можно сказать всё, что вы только что сказали о букве р?






Для любых предложений по сайту: [email protected]