Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звуки [в], [в']. Буква В, в
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети продолжат знакомство со звонкими согласными звуками [в], [в'];
• познакомятся с буквами русского алфавита В и в;
• уточнят понятие «слог», узнают о слогообразующей роли гласных, научатся произносить по слогам двусложные и трёхсложные слова, научатся делить слова на слоги;
• повторят правописание имён, отчеств и фамилий людей, кличек животных;
• расширят кругозор о спорте.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицу: Маленькое дело лучше большого безделья. Объясните, как вы её понимаете. (В ней говорится о трудолюбии и лени. Любое, даже маленькое дело, надо делать хорошо, старательно. Лень человека не красит. Бездельников не любят. Лентяю жить тяжело.)
Какой звук мы повторили? [л], [л']. Какие это звуки?
Пословица: Не тараторь языком — торопись делом. Как вы её понимаете? (Иногда люди много болтают. Спешат рассказать о каком- либо деле. В это время дело стоит на месте. Нужно поступать наоборот: быстро выполнять порученное дело или просто домашнее задание, меньше говорить, не хвастаться.)
Какой звук мы услышали? [р], [р'].
Сегодня мы познакомимся с новыми согласными звуками. А вот к какой группе согласных они будут относиться, узнаем в процессе урока.
2. Мотивация учебной деятельности
— Игра «Кто составит больше слов» из изученных букв?
На доске все изученные буквы в бусинках-кружочках — а, о, у, ы, и, н, л, р, к, т, с.
— Составьте и запишите слова в тетрадь для печатания. (Кот, рот, торт, сыт, рыл, лис, тир, кар, лук, сараи, кино, клин и т. д.)
3. Работа по теме урока
— Отгадайте ребусы.
Работа проводится устно, так как отдельные буквы дети не проходили.
— Возьмите два последних рисунка из тех предметов, которые вы отгадали в ребусах.
Появляется «Паровозик из Ромашково» и «голубой вагон», веточка вербы.
— Из какого состава этот вагончик? (Вагон отцепился от паровозика из Ромашково.)
Произнесите слово вагон. Какой звук вы слышите в начале слова? (Звук [в].)
— Какой это звук? Произнесите первый слог? Какие звуки слышим? (Звуки [в] и [а].)
Как произносится новый звук? (Звук [в] произносится твёрдо.)
Произнесите второе слово. (Верба.)
Произнесите первый слог. Какой звук мы слышим первым? Какой это звук?
Произнесите первый звук из первого слова, а затем первый звук из второго слова. Сравните их звучание.
Дети чётко произносят [в] и [в'].
— Итак, с какими новыми звуками мы познакомились? (Это звонкие согласные звуки [в] и [в']. Звук [в] может быть твёрдым и мягким.)
Рассмотрите предметы, произнесите их названия, найдите в словах новые звуки, укажите их место и расскажите о них всё, что знаете: вагон, вагончик, паровоз, паровозик, Ромашково, ветер, верба, веточка, ветка, дерево, цветы, веник, боровик, трава, травинка, василёк.
Как на письме обозначаются звуки [в] и [в']? (Буквами В, в.)
На что похожи буквы В, в?
Дети читают стихи.
Вот буква В
видна вдали
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая. (С. Маршак)
К единице три приставили.
Что за букву мы составили?
— Напечатайте букву В, в в тетради для печатания. Отгадайте загадку и узнаете, как называется этот цветок.
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок.
Синеглазый... (Василёк)
Возле школьного крыльца
Посадили деревца:
Вера — вербу,
Ясень —... (Вася)
Кто же посадил ясень? (Вася.)
Как изменится имя мальчика по мере того, как он растёт? (Василёк, Васенька, Вася, Василий.)
Как из цветка получилось имя мальчика, отчество, фамилия? (Название цветка пишется с маленькой буквы, имя Вася — с заглавной буквы, отчество Васильевич, фамилия Васильев.)
Из кассы возьмите буквы В, в. Какие буквы подойдут к имени, к названию полевого цветка? Какие слова мы пишем с заглавной буквы?
Выберите несколько картинок, назовите предметы. (Вагон, трава, веник, боровик, дерево.)
Произнесите слова по слогам. (Ва-гон — 2 части, тра-ва — 2, ве-ник — 2, бо-ро-вик — 3, де-ре-во — 3.)
Каждая часть слова, которая произносится одним выдохом воздуха, называется слогом. Говорят так: «ва-гон» — в этом слове два слога. Первый слог -ва, второй слог -гон. Разделите на слоги следующие слова: ворота, двери, ставни, вратарь. Объясните значение слова ворота. (Это ворота во двор. Это ворота на футболе. Ворота в сказочный дворец. Ворота в море.)
Обратите внимание, как раньше писали букву в. Прочитайте слоги с буквой в. Какой слог выделяется среди всех слогов и не похож на остальные? (Это слог ви. Тут звук [в'] мягкий, а во всех остальных слогах звук [в] читается твёрдо.)
Прочитайте слова в столбиках (с. 69). Что вы можете сказать о словах первого столбика? (Это имена людей. Эти слова пишутся с заглавной буквы.)
Произнесите первое имя по слогам. (Во-ва.)
Сколько здесь гласных букв? (Две — о, а.)
Прочитайте первое слово во втором столбике. (Вот.)
Сколько слогов? Сколько гласных? Сделайте вывод о количестве слогов в словах. Есть ли какая-то закономерность? (Одинаково в словах число гласных и слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Дети рассматривают рисунок на странице 68-69.
— Кто играет в футбол? (Зайцы, лисёнок, медвежонок, бобр.)
Как называется игрок, который стоит в воротах? (Вратарь.)
Где мы слышим звук [в]? (Звук [в] слышим в первом слоге.)
— Дайте характеристику новому звуку. (Звук [в] — согласный, твёрдый.)
Как называются те, кто болеет за своих игроков? (Болельщики.)
Как ещё различаются игроки на поле? (Одни нападающие, другие защитники и полузащитники. Есть ещё судья.)
Прочитайте предложения (с. 69) «цепочкой». Можно ли эту группу предложений назвать связным текстом? (Это текст. Все предложения связаны между собой по смыслу.)
— Кто из мальчиков принимал участие в игре? Какую роль они выполняли в команде игроков? Мальчики играли в одной команде? Откуда это видно? Кто судит матч? (Судья.)
Кто кричит последние слова в тексте? (Болельщики.)
Один человек кричит эти слова? (Нет это разные люди. Болельщики есть у Славы и у Вовы. Это разные люди.)
Кто из вас любит смотреть футбол? За какую команду вы болеете? С кем вы посещаете футбол? Занятия спортом воспитывают выносливость, развивают ловкость. Особенно выделяется футбол. Что кричали болельщики Славе? (Слава, лови!)
Замените имена мальчиков на название игроков: нападающий, вратарь и т. д. Какую роль они выполняют в игре? Выделите новые звуки из слов вратарь и лови.
Дети дают характеристику новым звукам.
— Проведите слого-звуковой анализ слов в предложении: Вратарь, лови! Составьте его схему.
Что мы узнали о новых звуках? (Звук при произнесении встречает препятствия — значит это звук согласный. Произносится с голосом и шумом — значит это звонкий звук. Звук [в] может быть твёрдым и мягким.)
Возьмите синюю и зелёную карточки. Какой звук [в] слышится в названии этих предметов? Укажите карточкой.
Слова для работы: вилка, веник, варежки, иван-чай, вероника, дверь, вишня, Тверь, вьюнок, ваза, телевизор, ворона, вереск, зверобой, виноград, Волга, василёк.
— Разделите названия цветов и травянистых растений на слоги. Что же такое слог и сколько в слове бывает слогов? Послушайте стихотворение Тима Собакина «Цветы». Что произойдёт, если люди не будут беречь природу?
Учитель раздаёт детям листочки с текстом.
Цветы
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвёшь цветок.
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ —
Если МЫ сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только Я и ТЫ,
Если МЫ сорвём цветы.
О чём это стихотворение? Почему может произойти такая страшная беда? Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения. Почему про некоторые растения говорят, что они занесены в Красную книгу? Почему их туда заносят?
Учитель может дать пояснение о значении Красной книги.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Напечатайте под диктовку слоги и сделайте вывод о звуках [в], [в'] и буквах бив.
Учитель читает слоги: ва, вав, во, ву, вув, вы, выв, ви, вив, ав, ов, ув, ыв, ив.
— Составьте из двух групп букв слова. Объясните сходство и различие схем слов.
Дети дают объяснение.