Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звуки [б], [б']. Буква Б, 6
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с буквами Б, б, обозначающими согласные звуки [б], [б'];
• научатся выделять звуки [б], [б'] в русской речи; определять место их нахождения в словах;
• давать характеристику изученным звукам [б], [б'];
• разовьют фонематический слух;
• логически правильно выстраивать ответы на поставленные вопросы;
• разовьют память и мышление;
• расширят кругозор;
• научатся правильному, сознательному и выразительному чтению.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Как вы понимаете смысл пословицы? Дело не комар, от него не отмахнёшься. (Дела бывают разные: радостные и не очень, серьёзные и весёлые, ежедневные и редкие поручения и т. д. Любое дело надо доводить до конца. Нельзя работу начинать и бросать. Нельзя отказываться, когда тебя просят выполнить какую-либо работу, поручение взрослые, малыши, учитель и т. д.)
С какой интересной буквой вы познакомились на прошлом уроке? Вспомните стихотворение о букве з. Придумайте несколько названий цветов, в которых слышатся звуки [з], [з']. Называйте слово и сразу произносите слог-слияние со звуками [з], [з']. (Роза (за), незабудка (за), зверобой (з), львиный зев (зе), золотые (зо) шары, гортензия (зи).)
Чем буква з отличается от других согласных? (У неё у первой появилась пара — с.)
Как мы называем такие согласные? (Парные согласные.)
Придумайте названия цветов, в которых слышатся звуки [с] и [с']. Называйте слово и сразу произносите слог-слияние. (Сурепка (су), подснежники (с), жасмин (с), сирень (си), душистый (с) горошек, нарцисс (с).)
Дайте характеристику звуку [з]. (Буква з обозначает согласный звонкий твёрдый звук [з] и звонкий мягкий звук [з'].)
Дайте характеристику звуку [с']. (Буква с обозначает согласный глухой твёрдый звук [с] и глухой мягкий звук [с'].)
Как парные согласные з и с расположились на ленте букв? Почему так? (Звонкие согласные стоят в верхнем ряду. Глухие согласные — в нижнем.)
Правильно называя буквы, перечислите согласные, которые обозначают звонкие звуки. Правильно называя буквы, перечислите согласные, которые обозначают глухие звуки. Теперь каждый раз, как мы будем знакомиться с новой буквой и новым звуком, мы будем помнить и искать на ленте букв её пару, но это будет не всегда. Отдельные согласные не имеют пары и стоят на ленте букв в одиночестве.
2. Мотивация учебной деятельности
— Проверим свои знания и умения.
Игра с карточками двух цветов: синей и зелёной. Я произношу слово. Вы внимательно вслушиваетесь в него и ищете парную согласную. Поднимаете синюю карточку, если звук твёрдый; зелёную, если звук мягкий. Одновременно добавляете, какой это звук: [з] — звонкий твёрдый или звонкий мягкий; [с] — глухой твёрдый или глухой мягкий?
Слова для игры: золото, серебро, сорока, зяблик; лиса, заяц, лоси, зебра, зимородок, соловей; стул, стол, зеркало, кресло, пылесос, ваза.
— Теперь прочитайте цепочку слов и объясните их смысл. Как получились слова? (Роза — роза — роса — рос — рис.)
Чем отличаются по написанию первые три слова? (Во втором и третьем словах разные буквы з и с.)
А по смыслу в чём отличие? (Первое слово Роза — это имя девочки, второе слово роза — цветок. Третье слово роса — она бывает на траве — капельки воды.)
— В чём отличие в написании названия цветка и имени девочки? Что вы можете рассказать про слова рос, рис и по написанию и по смыслу? (Эти слова различаются только одной буквой ои и. Звук [р] в первом слове обозначает твёрдый согласный, во втором слове [р] обозначает мягкий согласный звук. По смыслу первое слово рос — это что-то растёт, второе слово рис — это крупа.)
Если учитель располагает временем, то аналогичную работу можно провести ещё со следующей цепочкой слов: сев, зев, зов, засов.
Сегодня мы познакомимся с новыми звуками. Будут ли они парными согласными? Узнаем.
3. Работа по теме урока
— Приходилось ли вам гулять в лесу, где растут одни ели? Как называют такой лес? (Ельник; еловый лес, хвойный лес.) Что вы находили в таком лесу? (Грибы: лисички, белые, грузди: шишки для поделок и т.д.)
Как дышится в таком лесу? (Хорошо, пахнет смолой, свежестью.)
Какие цветы можно встретить в еловом лесу? (Душистые фиалки и ландыши.)
Найдите среди картинок на доске гриб, который вы нашли в еловом лесу. Среди сыроежек, подосиновиков, опят, мухоморов, лисичек находятся белые грибы — их должно быть два.
Произнесите их название. (Белые грибы.)
Произнесите слово грибы по слогам. Сколько в этом слове слогов? Произнесите слог, который состоит только из слога-слияния. (Это слог бы.)
Какой гласный звук слышите в этом слоге-слиянии? (Гласный [ы].)
Согласный, стоящий перед [ы], какими свойствами будет обладать? (Это будет согласный твёрдый звук.)
Произнесите этот слог-слияние и назовите звук, который мы услышим. (бы — это согласный звук [б].)
Обратите внимание, как работает ваш речевой аппарат? (Губы плотно сжимаются и разрываются потоком воздуха.)
Произнесём слово, которое стоит перед словом грибы. (Слово белые.)
Скажите это слово по слогам. (Бе-лы-е.)
Сколько слогов в этом слове? Произнесите первый слог. (бе)
Как слышится согласный звук в этом слоге-слиянии. (Это мягкий согласный [б'].)
Составьте звуковую схему к сочетанию слов белые грибы. Произнесите про себя эти два новых звука. Произнесите их хором. Какие это звуки? (Согласные звуки. Они произносятся с преодолением препятствий.)
Как мы их произносим? Обратите внимание на схему и произнесите. (Звук произносим твёрдо [б] — за ним идёт гласный [ы] и произносим мягко [б'] — за ним идёт буква е.)
Теперь приложим руки к шее и ещё раз произнесём звуки [б] и [б']. Что вы чувствуете? (Чувствуем вибрацию в голосе, значит, это звук звонкий.)
Теперь поговорим об артикуляции звуков [б] и [б']. (Губы плотно сжимаются. Затем при произношении звуков [б] и [б'] это препятствие (сомкнутые губы) разрывается сильным потоком воздуха, значит, это звук согласный, произносится с голосом, преодолеваются препятствия. И мы выделили два согласных звука — твёрдый и мягкий.)
Какой буквой или буквами мы обозначим звуки [б] и [б']? (Заглавная буква Б и строчная буква б.)
На что похожа буква Б? Послушайте стихи о букве Б?
Барабан упал с небес.
Закатился под навес.
(Г. Виеру)
— Для чего служит каждая из букв Б и б?
Поучимся печатать буквы Б, б в тетради для печатания. Читаем слоги чётко, правильно, без ошибок, достаточно громко.
ба бо бу бы би |
||
б |
а о у ы и |
б |
аб об уб ыб иб |
— Читаем слова правильно, ставим ударение в словах.
бел |
белка |
кобра |
бобр |
бела |
булка |
зебра |
бобры |
белые |
балка |
барсук |
бор |
— Укажите, где название, а где кличка животного? Подчеркните клички животных.
Кошка Мурка, кот Барсик, кот Мурзик, котик Барон, бык Буран.
— Обратите внимание на печатные буквы Б и б (с. 97). Посмотрите, как художник изобразил старинную букву 6. Такие красивые буквы писали от руки.
Учитель показывает книгу А. С. Пушкина с красной строкой и красивой первой буквой.
— Рассмотрите иллюстрацию к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Что изображено на ней? (Белочка щёлкает орешки. На неё съезжаются посмотреть люди со всего света.)
Кто это приближается на красивой ладье к острову? Что хотят увидеть эти люди? (Это едет царь Салтан. Вместе с ним сватья баба Бабариха.)
Послушайте отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...». Какие ещё чудеса были на острове у славного князя Гвидона?
Подчеркните буквы б в четверостишии. Почему здесь использовали заглавную букву Б? (Буква Б начинает предложение.)
Я советую попросить взрослых почитать вам сказки Пушкина. У него пять изумительных сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...». Давайте вернёмся к странице 97 и прочитаем слоги-слияния. Попробуйте, глядя на первые три слога, мысленно перевернуть их, сделать из них обратный слог и громко озвучить то, что получилось.
Возьмём первые три слога-слияния. Из первого слога-слияния составьте и запишите слово. Слова поделите на слоги и поставьте ударение. (Краб, кораблик.)
Из последующих слогов составьте слова. (Клуб, клубок, лоб, боб и т. д.).
Прочитайте столбики слов и текст на странице 97.
Все дети с помощью закладки следят за чтением.
— О ком говорится в тексте? Где жила эта белочка? Кто пришёл в парк погулять? Как вела себя белочка? (Она скакала с ветки на ветку.)
Что вас удивило в тексте? (Белочка брала баранки из рук детей.)
Приходилось ли вам видеть в наших парках белочек, кормить их? Какое чувство вы испытывали в это время? (Боялись спугнуть белочку. Чувство радости и т. д.).
Далее следует выборочное чтение из текста на странице 97.
— Найдите и прочитайте предложения, которые будут ответами на вопросы: Куда пришли дети? Что, кроме белочки, сумели увидеть дети в парке? Почему белочка была жива и весела? Послушайте пословицу: Птичке ветка дороже золотой клетки. К кому ещё может подойти эта пословица? (К белочке.)
Попробуйте заменить слово птичка словом белочка. (Белочке ветка дороже золотой клетки.)
Животных надо охранять и помогать им выжить, когда трудно.
4. Рефлексия учебной деятельности
— С какой буквой вы сегодня познакомились? Расскажите всё, что вы знаете о звуках [б], [б'] и буквах Б и б. Прочтите пары слов. Что они обозначают? Дубы — дуб. Грибы — гриб. Зубы — зуб. О чём хотят нам сообщить эти пары слов? Как называется эта орфограмма? Как можно проверить парную согласную на конце слова? (Можно применить правило «один — много».)
Что особенно понравилось вам на уроке?