Звуки [б], [б']. Буква Б, б. Закрепление

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звуки [б], [б']. Буква Б, б. Закрепление

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся различать парные звонкие согласные, слышать, слушать и произносить их;

• отработают навык грамотного осознанного звукобуквенного анализа слов;

• разовьют фонематический слух;

• научатся выполнять упражнения логического характера;

• сформируют навыки правильного, плавного, сознательного чтения слогов и слов с изученными буквами;

• научатся отвечать на вопросы по тексту полными предложениями;

• проявят интерес к родному языку, русскому слову, произведениям русской классической литературы.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Как вы понимаете пословицу: Не спеши языком — торопись делом?

Рассмотрите слоговую таблицу и выберите целые слова.

Что они обозначают? Напечатайте их. С какой буквы они начинаются? (Начинаются с буквы б.)

Прочитайте слоги.


бо

ба

ыб

буб

бор

бы

бе

уб

бок

бас

ба

бы

аб

бус

бак

бе

бук

еб

боб

бис


— Что такое боб? Где он растёт? Запишите пару слов: один — много. (Боб — бобы.) Что заметили?


2. Мотивация учебной деятельности

— Рассмотрите картинки: бочка, почка, точка, кочка, мочка, ночка, дочка. Расположите их по порядку. Называйте эти предметы вслух. Вслушивайтесь в звучание звуков.

Что вы заметили? (Все эти слова звучат одинаково. Только отличаются первым звуком.)

Обратите внимание, стоит заменить первый звук на другой, меняются смысл слова и его значение. Это очень важно! Возьмите два слова из этого ряда: бочка и почка. Проведите звуковой анализ этих слов. В тетради для печатания и на доске выполним звуковые схемы.

Чем отличаются эти слова? (Звуками [б] и [п].)


3. Работа по теме урока

— Поставьте руки к шее и произнесите звуки поочередно. Что вы можете рассказать о своих ощущениях? (Звук [б] — звонкий согласный, а звук [п] — глухой.)

Какие это звуки? (Это парные согласные звуки: один звонкий, другой глухой.)

Откройте учебник на странице 98. Прочтите слоги.

Откройте учебник на странице 103 и найдите место буквы 6 на ленте букв. Посмотрите, какая по счёту у нас получилась пара согласных букв? (Это вторая пара согласных букв.)

Назовите первую пару согласных букв. (Это пара з—с.)

Сколько у нас звонких согласных? Назовите их. (Семь согласных букв, которые обозначают звонкие звуки. Это «эн», «эм», «эль», «эр», «бэ», «вэ», <ш».)

Сколько вы знаете уже глухих согласных? (Четыре согласные буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.)

Значит, характеризуя согласную букву б, что вы должны теперь добавлять? (Что буква б даёт парный согласный звук. Его пара б—п.)

Соотнесите картинки и слова на странице 98. Рассмотрите картинки. Прочитайте слоги, они помогут нам правильно прочитать слова в столбиках. К каким группам предметов они относятся? (Пила, топор — это инструменты...)

Прочитайте предложения под таблицей слогов. Про кого вы прочитали? (Про кота Барсика.)

— Как играл кот? (Он играл с клубком.)

Придумайте ещё одно предложение к этому рассказу. Придумать его вы можете в начало рассказа или в конец. Изобразите схему своего предложения на доске.

Расскажите, какой рассказ про кота у вас получился. Придумайте заголовок к рассказу.

Как новый звук слышится в середине слова? Измените слово так, чтобы звук слышался ясно. (Клубки — клубок.)

Разгадайте ребусы (с. 98). Внимательно рассмотрите картинки, буквы и значки, которые имеют определённое значение. Первый ребус. Что нарисовано? (Столб.) После рисунка стоит значок — запятая. Он обозначает, что с конца названия предмета нужно отнять одну букву и произнести, что останется вслух. Давайте это и сделаем. Произнесите слово — стол.

Второй ребус. Что нарисовано на рисунке? (Белка.)

Замените в первом слоге букву е на другую букву гласных звуков. Назовите новые слова. (Булка, балка.)

Что вы видите на рисунке (с. 98)? (Бараны бьют в барабаны.)

Прочитайте скороговорку. Какой звук очень часто слышится? Подчеркните буквы б.

Дети учатся читать быстро и чисто.

— Отгадайте загадки. Какая из них подойдёт к иллюстрации (с. 99)?

1. Спинка в веснушках.

Ах, как неловко!

И покраснела...

(Божья коровка)


2. Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу...

(Баран)


3. Кто в лесу тоннели роет,

Из ветвей плотины строит.

Зубы — точно топоры?

Это трудятся...

(Бобры)

— Так какая же загадка подходит в иллюстрации (Третья.) Прочитайте текст «Бобры» (с. 99) цепочкой. Кого мы видим на рисунке? Что делают бобры? Что нового вы узнали о бобрах?

Что, как вам показалось, не совсем правильно изобразил художник? (Бобры живут в чистой речке.)

Иногда бобры приносят очень большой вред природе: они валят много деревьев и даже могут запрудить речку.

Выборочное чтение из рассказа «Бобры».

— Найдите в тексте ответ на вопрос, почему бобры могут построить такой большой и прочный дом? (Они — строители. У бобров зубы остры.)

Прочитайте слова в столбиках на странице 100. Объясните значение слов. К каким словам из прочитанных подойдут эти схемы?

На доске даны схемы.



— Запишите под диктовку предложения: У Бори кубики с буквами. Он собрал слово барабан.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Что нового вы узнали о букве 61 Какие это звуки? Что вам особенно понравилось на уроке?






Для любых предложений по сайту: [email protected]