Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звуки [б], [б']. Буква Б, б. Закрепление
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся различать парные звонкие согласные, слышать, слушать и произносить их;
• отработают навык грамотного осознанного звукобуквенного анализа слов;
• разовьют фонематический слух;
• научатся выполнять упражнения логического характера;
• сформируют навыки правильного, плавного, сознательного чтения слогов и слов с изученными буквами;
• научатся отвечать на вопросы по тексту полными предложениями;
• проявят интерес к родному языку, русскому слову, произведениям русской классической литературы.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Как вы понимаете пословицу: Не спеши языком — торопись делом?
Рассмотрите слоговую таблицу и выберите целые слова.
Что они обозначают? Напечатайте их. С какой буквы они начинаются? (Начинаются с буквы б.)
Прочитайте слоги.
бо |
ба |
ыб |
буб |
бор |
бы |
бе |
уб |
бок |
бас |
ба |
бы |
аб |
бус |
бак |
бе |
бук |
еб |
боб |
бис |
— Что такое боб? Где он растёт? Запишите пару слов: один — много. (Боб — бобы.) Что заметили?
2. Мотивация учебной деятельности
— Рассмотрите картинки: бочка, почка, точка, кочка, мочка, ночка, дочка. Расположите их по порядку. Называйте эти предметы вслух. Вслушивайтесь в звучание звуков.
Что вы заметили? (Все эти слова звучат одинаково. Только отличаются первым звуком.)
Обратите внимание, стоит заменить первый звук на другой, меняются смысл слова и его значение. Это очень важно! Возьмите два слова из этого ряда: бочка и почка. Проведите звуковой анализ этих слов. В тетради для печатания и на доске выполним звуковые схемы.
Чем отличаются эти слова? (Звуками [б] и [п].)
3. Работа по теме урока
— Поставьте руки к шее и произнесите звуки поочередно. Что вы можете рассказать о своих ощущениях? (Звук [б] — звонкий согласный, а звук [п] — глухой.)
Какие это звуки? (Это парные согласные звуки: один звонкий, другой глухой.)
Откройте учебник на странице 98. Прочтите слоги.
Откройте учебник на странице 103 и найдите место буквы 6 на ленте букв. Посмотрите, какая по счёту у нас получилась пара согласных букв? (Это вторая пара согласных букв.)
Назовите первую пару согласных букв. (Это пара з—с.)
Сколько у нас звонких согласных? Назовите их. (Семь согласных букв, которые обозначают звонкие звуки. Это «эн», «эм», «эль», «эр», «бэ», «вэ», <ш».)
Сколько вы знаете уже глухих согласных? (Четыре согласные буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.)
Значит, характеризуя согласную букву б, что вы должны теперь добавлять? (Что буква б даёт парный согласный звук. Его пара б—п.)
Соотнесите картинки и слова на странице 98. Рассмотрите картинки. Прочитайте слоги, они помогут нам правильно прочитать слова в столбиках. К каким группам предметов они относятся? (Пила, топор — это инструменты...)
Прочитайте предложения под таблицей слогов. Про кого вы прочитали? (Про кота Барсика.)
— Как играл кот? (Он играл с клубком.)
Придумайте ещё одно предложение к этому рассказу. Придумать его вы можете в начало рассказа или в конец. Изобразите схему своего предложения на доске.
Расскажите, какой рассказ про кота у вас получился. Придумайте заголовок к рассказу.
Как новый звук слышится в середине слова? Измените слово так, чтобы звук слышался ясно. (Клубки — клубок.)
Разгадайте ребусы (с. 98). Внимательно рассмотрите картинки, буквы и значки, которые имеют определённое значение. Первый ребус. Что нарисовано? (Столб.) После рисунка стоит значок — запятая. Он обозначает, что с конца названия предмета нужно отнять одну букву и произнести, что останется вслух. Давайте это и сделаем. Произнесите слово — стол.
Второй ребус. Что нарисовано на рисунке? (Белка.)
Замените в первом слоге букву е на другую букву гласных звуков. Назовите новые слова. (Булка, балка.)
Что вы видите на рисунке (с. 98)? (Бараны бьют в барабаны.)
Прочитайте скороговорку. Какой звук очень часто слышится? Подчеркните буквы б.
Дети учатся читать быстро и чисто.
— Отгадайте загадки. Какая из них подойдёт к иллюстрации (с. 99)?
1. Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!
И покраснела...
(Божья коровка)
2. Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу...
(Баран)
3. Кто в лесу тоннели роет,
Из ветвей плотины строит.
Зубы — точно топоры?
Это трудятся...
(Бобры)
— Так какая же загадка подходит в иллюстрации (Третья.) Прочитайте текст «Бобры» (с. 99) цепочкой. Кого мы видим на рисунке? Что делают бобры? Что нового вы узнали о бобрах?
Что, как вам показалось, не совсем правильно изобразил художник? (Бобры живут в чистой речке.)
Иногда бобры приносят очень большой вред природе: они валят много деревьев и даже могут запрудить речку.
Выборочное чтение из рассказа «Бобры».
— Найдите в тексте ответ на вопрос, почему бобры могут построить такой большой и прочный дом? (Они — строители. У бобров зубы остры.)
Прочитайте слова в столбиках на странице 100. Объясните значение слов. К каким словам из прочитанных подойдут эти схемы?
На доске даны схемы.
— Запишите под диктовку предложения: У Бори кубики с буквами. Он собрал слово барабан.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что нового вы узнали о букве 61 Какие это звуки? Что вам особенно понравилось на уроке?